Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

К вопросу о "грудях" Артемиды Эфесской.

yyprst указал на статью shakko.ru "Почему у статуи Артемиды Эфесской так много грудей?"

Искусствовед задаётся вопросом: "почему ни на одной копии этой статуи, ни в одном варианте у этой "многогрудой" телесности нет такой важной штуки, как сосок?"

Ártemis_efesia_Nápoles_02

"Кроме того - говорит shakko.ru, - оригинальная, самая первая статуя была деревянной, из черной древесины, пропитанной драгоценными маслами. На нее было надет наряд и множество украшений, вероятно золотых. Когда скульпторы копировали первообраз, они делали руки, голову и ноги богини такими же черными, как древесина, а вот все остальное оставляли светлым. Если бы эти "груди" были частью тела, они должны были бы быть тоже черными. Значит, это какое-то украшение, некие подвески".

Arthemis_of_Ephesus_-_Palazzo_dei_Conservatori_-_Musei_Capitolini_-_Rome_2016_(3)
Palazzo dei Conservatori - Musei Capitolini

"Однозначно: это не грудь! Не четыре ряда грудей!

Так что же здесь изображено на самом деле? Есть весьма неаппетитная версия, что это тестикулы жертвенных быков. Этих животных приносили в жертву богине, а их субпродукты жертвовали непосредственно на статую. (Тем более, что на этой статуе в декоре есть очень много изображений быков)".

яйца быков
Источник картинки.

Кстати, я об этом писал ещё в 2017-м году в "Архаичная Артемида Эфесская". Сама же статья "Регалии Артемиды", на которую ссылается искусствовед shakko.ru, появилась в 2016-м. Так что это не новость.

Однако далее следует любопытная информация, которая доселе была мене неизвестна.

"Есть теория, что тут изображены тыквы (символ плодородия), которые вешали на шею статуи, как жертвоприношение. Или специальные кожаные мешочки с некими амулетами, молитвенными заговорами и т.д. Тем более, что раскопки в районе храма в Эфесе принесли плоды в виде вот таких подвесок-амулетов похожей формы. Они изготовлены из янтаря".

подвески из янтаря
Источник картинки.

подвески из янтаря 2

"Обратите внимание на слегка заострённую форму одного из кольцевидных украшений в правом нижнем углу, которая точно соответствует форме нескольких грудей на сохранившихся копиях классической Артемиды Эфесской. Бауммер считает, что эти украшения "скорее всего, являются грудными украшениями древнего зоанона (оригинальная деревянная статуя Артемиды), - комментируется это изображение на сайте.

"Существует также версия, что это изображение пчелиных яиц. (Фигурки пчёл на платье богини тоже присутствуют)", - пишет далее shakko.ru.

пчелиные яйца

"Объекты имеют ту же форму, что и яйца обыкновенного шмеля ( Bombus terrestris ) и других пчёл.Существует достаточно доказательств того, что Артемида была связана с пчёлами. На боковых панелях её юбки изображены пчёлы и крылатые “пчелолюди". Кроме того, в ранний римский период одна из её культовых статуй, известная как “прекрасная Артемида", была установлена между двумя ульями, вырезанными из камня. В греческом мире считалось, что пчёлы размножаются бесполым путем, и они стали символом целомудрия. А Артемида считалась целомудренной девственницей. (В отличие от других богинь, Артемида Эфесская никогда не ассоциируется с мужским супругом.) Кроме того, пчёлы стали символом Эфеса и появляются на Эфесских монетах, таких как тетрадрахма, отчеканенная в раннем эллинистическом периоде", - говорится в статье "Регалии Артемиды".

Ephesian-Tetradrchma-circa-380-295-BC

yyprst полагает, что эти "регалии Артемиды" скорее всего являются виноградом и указывает на римское изображение Бахуса.

Bacchus-on-the-slopes-of--001
Бахус на склоне Везувия, часть Римской фрески, обнаруженной в Помпеях. Фотография: Museo Archeologico Nazionale, Неаполь. Источник картинки.

"Так что же здесь изображено на самом деле? Доказательств нет, решайте сами. Помните только, что это всё-таки не грудь: в том же регионе были найдены пара изображений бога Зевса в похожей амуниции, а его-то уж точно не заподозришь в подобном богатстве", - завершает свою статью shakko.ru.

Зевс

Здесь я не согласен с искусствоведом. Что бы это ни было - яйца пчёл или быков, гроздья винограда, тыквы, кожаные мешочки с амулетами или подвески из янтаря, - всё это расположено на статуе не абы как и не абы где, а именно в том самом месте, где у женщины расположены груди. Посему и известна Артемида Эфесская как "многогрудая".

А что касается Зевса, то в статьях "Зевс Лабрадейский: у Шпака - магнитофон, у посла - медальон..." и "Как символ Великой Богини стал топором Зевса?" уже говорилось, как он "прихватизировал" лабрис - священный символ матриархальной крито-минойской цивилизации. Но только ли один лабрис?

К добру это или к худу, я не знаю, но, увы, независимо от человеческих хотений и произволений, существует в мире такая штука как Традиция. Люди, в массе своей, подчиняются ей, и с этим ничего не поделаешь. Вот, к примеру, царь Николай ll в 1917 году отрёкся от престола, и не прошло и десяти лет, как русский народ "слепил" себе "красного царя" Сталина с "образами" и квазирелигиозным культом личности. Прямо у нас на глазах происходит восстановление отдельных элементов прежней советской системы; вроде никто в правительстве сознательно, "в трезвом уме и твёрдой памяти", этими реконструкциями не занимается, однако, тем не менее, всё как-то само собой возвращается "на круги своя". И если сейчас, в XXl веке, существуют такие процессы, можем ли мы сомневаться, что то же самое имело место быть и в древности?

Древние греки - сначала ахейцы, а затем и дорийцы - пришли в Элладу не на пустое место. До них там проживали пеласги, так и иначе находившиеся в зоне влияния крито-минойской культуры. Пеласги, понятное дело, поклонялись Богине (под каким именем - мы не знаем, но это и не важно, в Анатолии этот культ существовал уже в неолите), тогда как греки - богу-громовержцу. Ну и не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы представить себе, что в такой ситуации произошло с этим богом. Допустим, разрушили греки-завоеватели прежние "идолы поганые" туземцев-пеласгов, которым они приносили те же яйца пчёл или быков, гроздья винограда, тыквы, кожаные мешочки с амулетами или подвески из янтаря. Но традиция - штука очень устойчивая. У нас, к примеру, автобусную остановку давно уже переименовали, а люди, особенно пожилые, продолжают называть её "по-старинке", как при власти соловецкой. Поэтому, надо думать, статую Зевса стали обвешивать бычьми яйцами, как раньше обвешивали статую Богини. Соответственно, появились и "многогрудые" изображения безбородого Зевса в женском головном уборе, с женскими ожерельями, в хитоне и гиматии.

Кстати, на сайте, на который ссылается shakko.ru, написано ещё вот что:

"Подобные выпуклости были обнаружены на двух фигурах мужского бога Зевса Лабраунда в IV веке до н. э. (Место древней Лабраунды находится примерно в 120 км к югу от места древнего Эфеса.) Лабраунда и Эфес были заселены карийцами до вторжения ионийцев. Таким образом, эти овальные предметы, возможно, были особенностью некоторых Карийских божеств, относящихся ко второму тысячелетию до нашей эры".

Если заглянуть ещё глубже в прошлое, то можно обнаружить эти выпуклости у богинь до-шумерской убейдской культуры Междуречья.

убейд
(Подробнее см. Многогрудая мать Нисаба.)

Основная идея "многогрудости" - жертвенность Богини, она жертвует собой, чтобы накормить весь мир. Но это уже совершенно иная тема, слишком большая и глубокая, чтобы касаться её здесь. См. Мать-кормилица.
Tags: Артемида, Зевс, Традиция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments