"Рик Стрелан в своей книге "Павел, Артемида и евреи в Эфесе" пишет о роли женщин в языческих культах и цитирует различных учёных.
Что касается культовой жизни в Эфесе, то ясно, что женщины играли значительную роль и занимали важные посты во многих культах. Мифология Эфеса [включая миф о том, что Эфес был основан женщинами-воинами, известными как Амазонки] укрепила их статус в культе Артемиды. Согласно Павсанию, с очень ранних дней, если не изначально, женщины амазонки жили в священном месте и выполняли ритуалы Артемиды там (7.2.4). Культовая деятельность для женщин была более заметной в Малой Азии, чем где-либо ещё (Ramsay 1900:67). Керсли отмечает, что пятнадцать женщин, которые были archiereiai (”первосвященники “или” первосвященники") в Эфесе, это самая большая группа, известная из любого города (1986:186). По крайней мере, некоторые из них владели этим титулом по своему собственному праву и не зависели от титула своих мужей. Женщины занимали видное место в культах Артемиды как жрицы; а в культе Гестии Булайи в гражданском центре Эфеса, как известно, влиятельное положение пританиса занимали женщины (например, Клавдия Трофиме I. EF IV.1012). Фавония Флацилла была одновременно пританисом и гимнасиархом (I. Eph IV.1060).
Пританис был жрецом или жрицей, который служил в Пританеоне. Пританеон был большим административным зданием, расположенным в центральном месте в верхней Агоре и был домом Гестии Булайи со священным огнём города. Пол Требилько утверждает, что "в Малой Азии двадцать восемь женщин, как известно, занимали должность пританиса (должность очень высокого ранга, связанная с финансами и культовой жизнью города) в восьми городах первых трёх веков нашей эры". Хотя у нас есть доказательства для двадцати восьми, возможно, было ещё больше женщин, которые занимали эту должность. В своём комментарии к Ефесянам, Клинтон Арнольд объясняет, что пританис "был похож на мэра города, и этот чиновник председательствовал в городском совете".Таким образом, священник или жрица греко-римского города, включая город Эфес, осуществляли литургическую власть параллельно с законодательной, судебной, финансовой или военной властью городских чиновников. В греко-римском мире переплетались политическая и религиозная деятельность".

Остатки Пританеона древнего Эфеса © М. Стескаль 2006 (Источник: Wikimedia Commons).
Тут надо сказать, что жрицы-пританеи выполняли ту же функцию, что и коллегия весталок в Риме. Соответственно, они хранили девственность, подобно своим римским коллегам. Вспомним о том, что слово римских весталок обладало силой закона: весталка могла сказать veto — «запрещаю» — и тем самым заблокировать принятие того или иного судебного решения. Очевидно, и эфесские пританеи обладали тем же правом. Так приобщение женщин к духовной власти автоматически наделяло их властными полномочиями в законодательных и исполнительных органах. Собственно, именно такой порядок, такая "вертикаль власти" характерны для подлинно традиционного общества.
Тут надо сказать, что жрицы-пританеи выполняли ту же функцию, что и коллегия весталок в Риме. Соответственно, они хранили девственность, подобно своим римским коллегам. Вспомним о том, что слово римских весталок обладало силой закона: весталка могла сказать veto — «запрещаю» — и тем самым заблокировать принятие того или иного судебного решения. Очевидно, и эфесские пританеи обладали тем же правом. Так приобщение женщин к духовной власти автоматически наделяло их властными полномочиями в законодательных и исполнительных органах. Собственно, именно такой порядок, такая "вертикаль власти" характерны для подлинно традиционного общества.