Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Первобытная община как "товарищество по жене".

"Известно, что у чукчей в XIX - начале XX в. были распространены следующие формы брака: групповой (обменный) брак, многожёнство, левират, сорорат, колыбельный сговор, браки уходом, похищение невест, браки с отработкой за жену", - сообщает О. П. Коломиец в статье "АРХАИЧНЫЕ ФОРМЫ БРАКА У ЧУКЧЕЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА".

Да, скажу я вам, весело жили чукчи, пока к ним не пришёл "начальник Чукотки", пока государство не влезло к ним в постель.

И как после этого многообразия форм брака у чукчей относиться к умозрительным построениям некоторых этнологов, антропологов и философов (например, Льюиса Моргана и Фридриха Энгельса, некоторых советских этнологов), согласно которым групповой брак представлял собой древнейшую форму брака, при которой все мужчины одной кровнородственной группы (рода, фратрии и т. п.) могли иметь брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы?

Вот, у чукчей, к примеру, существовал этот самый групповой брак, но помимо него имелись и многие иные формы брака.

Антропологи-эволюционисты XIX века утверждали, что групповой брак был промежуточным этапом эволюции брачных отношений, приведшей от промискуитета к моногамному браку (Эдуард Тайлор, Льюис Морган, Джон Мак-Леннан, Иоганн Баховен).

Интересно, а почему же у чукчей вплоть до 1917 года моногамный брак не стал единой моделью семейных отношений? Или эволюция ничего не знала о существовании чукчей? Странная какая-то эволюция...

"Источники XVШ-XIX вв. зафиксировали традицию обмена жёнами у чукчей. «Товарищество по жене» состояло в том, что мужчины заключали между собой договор дружбы, согласно которому каждый из них имел право на жену своего друга, т. е. по сути это был брачный союз между несколькими брачными парами. В этот союз входили люди, ведущие раздельно хозяйство и живущие на разных стойбищах, в него могло входить до 10 и более супружеских пар. Супружеские права осуществлялись сравнительно редко во время поездок на стойбище «товарища по жене». Каждый «товарищ по жене» брал к себе жену другого, жил с ней несколько месяцев и затем возвращал её мужу. Случалось, что он оставлял ее у себя на более долгий срок или даже навсегда [Богораз-Тан В. Г. Чукчи. Социальная организация. Л., 1934. Ч. 1. с. 135-136].

Оказывается, т. наз. "шведская семья" - вовсе не шведская, а чукотская! Если и было нечто подобное у шведов, то сами они наверно "заразились" "шведским грехом" у лопарей (саамов), проживавших на Севере.

Ну ладно, поедем дальше.

"В конце XIX в. групповой брак охватывал значительную часть чукотских семей. Чаще всего членами такого брачного союза были двоюродные и троюродные братья, не жившие в одном стойбище, и люди, не связанные родством. Вступление в «товарищество по жене» оформлялось так же, как и настоящий брак: совершалось помазание кровью, жертвоприношения и т. д. «Товарищи по жене» считались принадлежащими к одному огню. Заключившие такой союз мужчины рассматривались как родные братья, общими становились их жёны и дети."

Вот она - та самая естественная социализация, которую насильно, противоестественно навязывали людям большевики, поставив свою партию во главе нации. Женщина - основа рода и нации; и вокруг неё естественным образом формируется родство и братство.

"В. В. Пуя, 19бб г. р., уроженец с. Конергино, вспомнил случай из детства, когда в тундре крепко поссорились и подрались два мальчика. Матери мальчишек поочерёдно ругали их, в конце концов объяснив, что они родственники, братья по крови. Информант, современный образованный мужчина, отвечая на вопросы о семейных обычаях, заключил: «Вообще у меня было ощущение, что и в посёлке и в тундре было товарищество, и это было для меня не удивительно. Никто просто не говорил об этом прямо, вслух, в основном намеками, шутили, указывая на этих людей».

мальчики

"В отношения «нэв-тумгыт» преимущественно стремились вступить мужчины, не имевшие младших кровных родственников по мужской линии. В случае гибели таких глав семей их жёны оставались без брачных партнёров, а дети - без отцовской опеки. Мужчины «товарищи по жене» в этом случае заменяли тех недостающих кровных родственников, на которых распространялись левиратные отношения. Некоторые исследователи рассматривают институт «нэв-тумгыт» как своеобразную замену левирату (левират - обычай, по которому после смерти старшего мужчины один из его младших родственников принимал на себя заботы о вдове и детях умершего)" [Лебедев В. В., Оборотова Е. А. К вопросу об экологическом гомеостазе в традиционных обществах Арктики и Субарктики // Этническая экология: теория и практика. М.: Наука, 1991. С. 278-279].

"Веской причиной для вступления в «товарищество по жене» было отсутствие детей у супружеской пары. В этом случае заключали союз с многодетной семьёй. Институт «нэв-тумгыт» способствовал реализации репродуктивного потенциала женщины, если своих детей эта пара не имела по вине мужчины".

"Жениться на жене старшего брата или принять жену умершего «товарища по жене» считалось чукчами кровной обязанностью, долгом. Когда эти обычаи осуждались, то чукчам долгое время было не понятно, в чем их порок [История и культура чукчей. Историко-этнографические очерки. Л.: Наука, 1987., с. 202-20З]. В случае смерти старшего родственника или одного из «товарищей по жене» оставшийся в живых отвечал за сохранность его стада и яранги до совершеннолетия детей-сирот".

"Экспедиционные материалы фиксируют бытование института «товарищества по жене» в некоторых районах Чукотки вплоть до 50-х гг. XX в. Так, исследователь М. И. Куликов, который жил и работал на Чукотке в 50-х гг. XX в., описал беседу с одним из информантов по вопросам родственных отношений: «Беседуя с Рультувье - престарелым жителем, кочевником в прошлом, в Верхне-Анадырской группе, я задал ему вопрос: „Была ли дружба по жёнам?“. Он рассмеялся. Засмеялись и все присутствующие при этом интервью. А затем сказал: „Я сам от друга и у нас многие от такого брака. Мужчины из разных стойбищ встречались и договаривались. Вступали в этот брак. Бывало так, придёт гость, смотрит на жену и улыбается. Хозяин спрашивает: что нравится? Тот даёт утвердительный ответ. Соглашение достигнуто. Случаев, чтобы мужья договорились, а жёны не согласились, не было“. Женщина (вторая переводчица) добавила: „А нам всё равно, даже лучше было. На свежих оленях всегда ехать веселее“. Так она закончила под общий хохот присутствующих» [Полярная звезда. 1924. 28 сентября. № 62., с. 178].

чукчанка

Кстати, в самом начале XIX в. появилось обширное сочинение некоего Д. И е н и ш а, озаглавленное «Универсально-исторический обзор развития человеческого рода как единого постепенно развивающегося целого, или Философия истории культуры», в котором он рассказывает о «рабском» положении женщины у дикарей. Но более счастливая судьба, говорит Иениш, является уделом женщины у тех народов, которые жили в общинном браке (in gemeinschaftlicher Еhe), каковой мы находим в прошлом бриттов, датчан, готов и скифов-массагетов (Википедия добавляет: среди американских эскимосов-инупиатов, сообщества наиров в Индии, древних гавайцев, некоторых народов Меланезии, в России – среди эвенков, алеутов, и даже донских казаков), доколе они жили небольшими ордами. Здесь женщины пользовались уважением вплоть до равноправного с мужчинами положения. Причина этого редкостного явления, говорит Иениш, заключается частично в том, что при «общинном браке» ни одна женщина не может стать рабой определённого мужчины; если один из мужчин оо обижал, она искала защиты у другого. Другая причина высокого положения женщины лежит в том почтении, с которым при неизвестности отца дети относились только к матери, будучи одновременно и её защитниками.

Вот вам и ещё одна причина матриархата.
Tags: Заполярье, брак, левират, чукчи
Subscribe

  • Бронзетти.

    Bronze figurines of Etruscan warriors in the Villa Giulia Museum, Rome. Я обратил внимание на шлемы этрусских воинов. На них по бокам имеются…

  • Краткий курс истории Сардинии.

    В эпоху палеолита-мезолита (раннего и среднего каменного века) - ок. 11000-6000 лет до н.э. - люди, жившие на острове, мало чем отличались от своих…

  • Этруски и нурагийцы.

    В связи с предыдущей записью о происхождении кельтов появились новые мысли о происхождении этрусков. Как видно на карте, область расселения…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments