Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

«Матушка Хоседэм» - «Золотая Баба» - Баба-яга?

А. Л. Антипенко в своей монографии "Мифология богини" сообщает:

«Северная людоедка» (одна или вместе с дочерью) – персонаж, известный едва ли не всем народам, живущим к северу от центрального евразийского водораздела. В качестве классических примеров можно упомянуть скандинавскую Хель и финскую Лоухи; однако наиболее архаическую версию этого персонажа представляет, на наш взгляд, кетская Хоседэм. «Матушка Хоседэм» (именовать её так вполне уместно, поскольку элемент «эм» в кетском языке означает «мать» и применяется для обозначения женских божеств вообще) живёт там, где, по понятиям кетов, находится Крайний Север, то есть в устье Енисея; одной из основных ее мифологических функций является «поедание человеческих душ».

Интересно, что на старинных картах Московии близ устья Оби часто встречается надпись «Золотая Баба».

Карта Меркатора 1595 с золотой бабой
Так, может быть, эта «Золотая Баба» и есть «Матушка Хоседэм»? Хоседэм описывается как отвратительная, вызывающая страх, старуха типа бабы-яги. С Хоседэм связан целый ряд мифологических сюжетов и сказочных текстов, как и с нашей бабой-ягой. Уж не родственницы ли они?

Кстати. "Снежная Королева, как известно, проживала на Крайнем Севере, что делает позволительным вывод о её генетической связи с образом «северной людоедки». Впрочем, Север выступает только как одна из возможных локализаций царства смерти, которое, всегда ассоциировалось с забвением. «Хозяйка Забвения» и «Хозяйка Смерти» – это, по сути, один и тот же персонаж".

И далее. "Древняя богиня забвения и смерти и есть, по-видимому, та гостеприимная хозяйка, к которой попали спутники Одиссея. Её имя – Кирке – представляет собой форму женского рода от слова «ястреб», что вводит нас в круг весьма архаических представлений, согласно которым смерть персонифицировалась в виде орла, коршуна или ястреба (данную идею можно проследить на весьма обширном материале – от древнеанатолийских святилищ до греческих мифов о гарпиях). Мотивы подобной персонификации очевидны, поскольку смерть, подобно ястребу, «неожиданно нападает, мгновенно похищает и уносит в неизвестную даль» (вспомним о греческой поговорке «гарпии его унесли»)".
Tags: Баба-Яга, Заполярье, лики Богини, мифология
Subscribe

  • Община и государство в древней Ларсе.

    Н. В. Козырева в своей монографии "Древняя Ларса. Очерки хозяйственной жизни" (М., 1988. С. 28-29) пишет: "Из того, что только часть…

  • Исход из родовой жизни.

    "Важно обратить внимание на то, что Яхве постоянно требует от своего народа, чтобы он выходил из того места, где был укоренён в родовой жизни:…

  • Дж. Мелларт о халафской культуре.

    В продолжение записи Немного о халафской культуре. " Халафская культура была особенно мощным образованием, не имевшим ничего общего с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments