Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Почему первые храмы Руси посвящены Софии?

До вторжения греков-ахейцев Элладу населяли пеласги. Пеласгами были возведены мегалитические сооружения в Микенах и Тиринфе, древнейшие стены и фундаменты Афинского акрополя.

афинский акрополь

Парфенон в Афинах. Эдвард Додвелл (1821 г)

Очевидно, просто так циклопические постройки не возводятся; нужны очень веские причины, чтобы заставить людей поднимать многотонные каменные блоки. Мне думается, что такие мощные стены пеласги возводили в целях самообороны.

Тиринф

Тиринф 2

Кстати, план застройки напоминает Кносский дворец-"лабиринт" на Крите, только Тиринф поменьше и с мощными крепостными стенами.

"К Микенской эпохе (1600—1100 гг. до н. э.) на Акрополе жили пеласги. На самой вершине было место поклонения богини Афины, рядом — дворец местного правителя. В 13 веке плоскую вершину скалы обносят защитой — выстраивают мощнейшие стены. Стенами же защищают и расщелину с источником. Стена была столь мощной, что впоследствии подобные сооружения стали называть киклопическими. Видимо, ни с чем, кроме циклопов эта громада не ассоциируется", - читаем мы в туристическом путеводителе.

И далее: "Уже к 8 веку до н. э. на месте дворца микенского периода был возведён храм, посвящённый Афине Палладе, покровительнице Афин".

Значит, храм был возведён там, где раньше, ещё при пеласгах, было место поклонения богини Афины. Похоже на то, что сия богиня старше греков-ахейцев. Википедия сообщает: "На древнее зооморфическое прошлое Афины указывают её атрибуты — змея и сова, а также эпитеты (совоокая, проч.). Хтоническая мудрость Афины имеет исток в образе богини со змеями крито-микенского периода".

Может быть, во времена пеласгов на месте поклонения богини имелся храм, посвящённый Афине Парфенос (т.е. Деве)? Просто греки на месте более древнего храма построили новый. Это очень часто бывает. Напомним, что в византийскую эпоху Парфенон был превращён в христианский храм Агиа София (Святая Премудрость). Стоит заметить, что Премудрость – это и один из эпитетов ранее почитавшейся в том же храме Афины Паллады. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины». В 662 году храм переименовали в Панагиа Атениотисса (Панагиа Афинская). Панагиа (Пресвятая) – эпитет Богоматери. Согласно найденной в наши дни надписи, датированной 693 годом, к концу VII века храм являлся уже кафедральным собором.

Всё это наводит на размышления касательно строительства первых православных храмов в Киевской Руси. София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая – крупные каменные соборы выросли менее чем за тридцать лет (1037 - 1066) на землях во многом ещё языческой, деревянной Руси. Почему на Руси сразу же стали строить храмы, посвящённые Софии? Правда, первый каменный храм (так называемая Десятинная церковь) в Киеве был посвящён Богородице. Но, всё равно, - не Христу, а Богородице. И потом, по всем градам и весям стали строить большие соборы и малые храмы, посвящая их Успению Божьей Матери.

Может быть, строили их не на пустом месте, а на местах поклонения какой-то древнеславянской богини? Ну, как раньше было в Элладе: греки построили храм Афине на месте поклонения "совоокой" богини пеласгов, а потом православные построили храм Агиа София на месте поклонения Афине Парфенос... Может быть, и места, на которых выросли София Киевская, София Новгородская, София Полоцкая, вовсе не были пустырями, но местами "намолёнными", сакральными, местами поклонения язычников какой-то неизвестной нам славянской богине?


Tags: Афина, Греция, Древняя Русь, София, пеласги
Subscribe

  • О женской эмансипации в Саудовской Аравии.

    Мария Кича поделилась интересной информацией о переменах в Саудовской Аравии. "Многие считают, что в Саудии все женщины ходят в чёрном, и их за…

  • Молочное родство.

    "Кровное родство в знаменитом поселении Чатал-Хююк, существовавшем 8,5 тысяч лет назад, играло второстепенную роль, считает Мацей Чиленски,…

  • О феномене абыстай у мусульман Поволжья.

    Интересную тему взялась изучать доктор наук и преподаватель Пенсильванского университета Розалия Гарипова. В фокусе её научного исследования –…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments