Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Одиссей у Цирцеи: между свинством и обожением.

Кирка (др.-греч. Κίρκη; в латинизированной форме Цирце́я — по Гомеру, она жила на острове Ээя (др.-греч. Αἰαία, местоположение острова в сказаниях о Кирке географически неопределимо).

На её остров был занесён во время своих блужданий по морю Одиссей. Часть спутников последнего, отправившаяся для исследования острова, была обращена Киркой в свиней. Кирка угостила путников заколдованным напитком, и они "освинели". Одиссей отправился один к дому волшебницы и с помощью данного ему Гермесом чудесного растения победил чары богини, которая, признав в отважном госте Одиссея, предложила ему остаться с ней на острове и разделить её любовь.

В романе «Час Быка» Ивана Ефремова приводится рациональное объяснение мифа:

"Цирцея — великолепный миф незапамятных времён, возникший ещё от матриархальных божеств, о сексуальной магии богини в зависимости от уровня эротического устремления: или вниз — к свинству, или вверх — к богине. Он почти всегда истолковывался неправильно. Красота и желание женщин вызывают свинство лишь в психике тех, кто не поднялся в своих сексуальных чувствах выше животного".

картинко

Женщины в прежние времена лишь очень редко понимали пути борьбы с сексуальной дикостью мужчины, и те, кто это знал, считались Цирцеями. Встреча с Цирцеей была пробным камнем для всякого мужчины, чтобы узнать, человек ли он в Эросе. Сексуальная магия действует лишь на низкий уровень восприятия Красоты и Эроса".

А. Л. Антипенко в своей монографии "Мифология богини" выяснил, что Кирка - «дочь Солнца» или, иными словами (если видеть в этом обозначении результат совмещения двух разных мифологических традиций), древняя солнечная богиня, почитание которой предшествовало почитанию солнца в его мужской ипостаси. И напиток, который Кирке предлагала гостям, – то есть смесь из мёда, сыра, ячменной муки и «прамнейского вина», называемая «χυχεων», – есть не что иное, как ритуальный напиток Элевсинских мистерий, занимавших, как известно, особое, «срединное» положение в контексте всей античной культуры.

Как известно, Элевсинские мистерии являлись неким "утончённым", "отшлифованным" аналогом архаических инициаций, во время которых происходило символическое "умирание" адепта, причём в условиях, скажем так, "максимально приближенных к боевым". При этом происходило нечто подобное "рождению свыше", о котором говорил Иисус Христос накануне Своего распятия: нужно прежде умереть, для того чтобы воскреснуть, «если пшеничное зерно, пав в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Ин.12:24).

"То, что «новая жизнь» предполагает забвение прошлой, есть, в некотором роде, наблюдаемый факт, не общеобязательный, но достаточно характерный. Отсюда уже нетрудно восстановить и ход мысли древних: если утрачивается память, то могут быть утрачены и элементарные человеческие навыки, а в этом случае дорога, как говорится, только одна – «в свинарник» (хотя допустимы, разумеется, и такие варианты, как «коровник» или «овчарня»)", - говорит А. Л. Антипенко.

"В поэме сообщается, что, хотя спутники Одиссея и превратились в свиней, «ум у них оставался незыблемым – тот, что и прежде» («αυταρ νους ην εμπεδος ΄ως το παρος περ»). Этот «незыблемый ум» довольно слабо сочетается с «полным забвением своей земли», однако с недоумением можно отчасти справиться, если понимать «νους» в самом общем смысле этого слова – как единство сознания, сохраняющееся даже и после утраты памяти; кроме того, уточнение относительно «ума» требуется и сюжетом: ведь в конце концов к спутникам Одиссея всё-таки вернулись и человеческий облик, и соображение".

"Одиссею, как уже говорилось, помог Гермес. Он нагнулся и сорвал какое-то растение:
Цветок, молоку белизною подобен, корень же чёрен – «μωλυ» его зовут боги.
Гермес указывает на μωλυ как на противоядие против снадобий Кирке, и это, по-видимому, должно понимать как намёк на главное свойство этого растения – сохранять память.

Таким образом, Одиссею предназначен особый удел, отличающийся от судьбы прочих смертных. Одиссей – избранник. Но чей? В мифах Гермес, как правило, от себя не выступает, будучи, по определению, посланником, – однако о том, что его послал Зевс, ничего не говорится; впрочем, Зевс и в травах едва ли что-нибудь понимает. Напротив, Кирке, как мы знаем, «в травах многосведуща» («πολυφαρμαχος») – нельзя ли предположить, что она сама избрала для себя Одиссея?

В любом случае, из слов Кирке:
Разум твой травам моим неподвластен (αχηλητος νοος εστιν), – не ты пи – тот Одиссей, о котором Гермес мне говаривал часто: вот, мол, плывет из-под Трои... –
выясняется, что она давно уже Одиссея ждала, и следовательно, особые отношения между ними намечались заранее. И суть этих «особых отношений» в том, что Кирке предлагает Одиссею свою любовь.

И, вместе с любовью, она даёт ему новую жизнь, что удивительным образом совпадает с основными ритуалами Элевсинских мистерий: и тема «угощения» (смысл которого обсуждался нами выше), и тема брака с богиней (символически обозначавшего, как отмечал М. Элиаде, «regressum ad uterum»), и тема омовения и последующего натирания маслом, «прогоняющих усталость» («усталость» следует понимать, конечно, в самом широком смысле – как «смертную » усталость в первую очередь), и, наконец, тема «новых одежд», символический смысл которых наиболее удачно, на наш взгляд, может быть разъяснен следующим пассажем из Бхагавадгиты: «Так же точно, как человек, оставивши старые одежды, облекается в новые, – так же точно, покинувши старое тело, в новое облекается душа».
Tags: мистерии, мифология, острова
Subscribe

  • Богоматерь Корсунская.

    Богоматерь Корсунская, конец 17 в. Галич, Нея, Буй. Источник картинки. Богоматерь Корсунская, середина XVIII в. Северо-восточные провинции.…

  • О каталепсии.

    "Катале́псия (от др.-греч. κατάληψις — схватывание, удерживание) — часто называемая в…

  • Ма-гу, "конопляная Дева".

    Ма-гу (кит. 麻姑 — «Конопляная дева») — легендарная даосская бессмертная (кит. 仙 «бессмертный;…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments