Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Про Элевсинские мистерии.

"Что нам определенно известно об Элевсинских мистериях?" - задаётся вопросом А. Л. Антипенко в своей монографии "Мифология богини".

"Вот первое: мистериям предшествовало ритуальное купание в Фалеронской бухте (широко известен призывающий к нему возглас «΄Аλαδε μυσται»; первое слово означает «в море», или, если перевести буквально, «в соль»). Обычно смысл этого обряда понимают как «очищение и приготовление к чему-то высшему» – «высшему», добавим, которому, «к сожалению, суждено остаться для нас неизвестным». Мы, разумеется, склоняемся к менее пессимистической точке зрения на данный предмет, поскольку обряд, безусловно, имеет самостоятельное значение и некогда вообще существовал независимо от Элевсиний. Соединение в единый ритуальный комплекс произошло уже позднее и в силу, так сказать, «естественного созвучия»; смысл же обряда представляется достаточно простым и вполне сопоставимым с уже рассмотренным «омовением» Одиссея в доме у Кирке".

Тут речь идёт, надо полагать, о ритуальном омовении покойника перед облачением его в одежды; также о ритуальном омовении невесты в бане накануне свадьбы; и, я думаю, сюда же относится практика христианского водного крещения.

"Последуем далее. На третий день после купания в бухте желающие получить посвящение начинали торжественное шествие по дороге, ведущей в Элевсин. Шествие, естественно, возглавлялось жрецами и жрицами; последние несли особые цилиндрической формы корзинки, называемые «χισται». Корзинки были плотно закрыты, и содержимое их было окутано тайной. Каждый из посвящаемых нёс посох, обвитый цветами и миртовыми ветками, и узелок с провизией и новой одеждой, в которую надлежало облачиться, пройдя посвящение. Некоторые несли также и особые чаши с углублениями для разных видов зерна, плодов и мёда; всё это предназначалось для ритуальной трапезы, имевшей место сразу после облачения в новые одежды".

Жаль, что автор ничего не пишет о том, постились ли мисты всё это время после купания и постились ли они до купания. На мой взгляд, это очень важно.

"Когда шествие достигало моста через реку Кефисс, начинался особый обряд, называвшийся «γεφυρισμοι», что приблизительно можно перевести как «шутки на мосту». Обряд был учреждён в честь Иамбе, «весёлой старухи», рассмешившей скорбящую Деметру непристойными шутками и прочими «забавными выходками». Заметим, что, поскольку Деметра скорбела о дочери, оказавшейся в подземном царстве, утешение Иамбе, несомненно, должно было содержать в себе идею возврата в мир живых, – причём «непристойный» характер утешения ни в малейшей степени не препятствовал его соответствию основным принципам «мифологии богини».

К Элевсину процессия приближалась уже под вечер, при громких криках «Ιαxχος, Ιαxχος!». Значение этого ритуального возгласа неясно и из греческого языка никак не объясняется, однако общий смысл «возвращения к жизни» достаточно надёжно восстанавливается из контекста. Чтобы подчеркнуть этот смысл, каждый из участников процессии обвязывал правую руку и левую ногу красной шерстяной нитью; последняя, будучи «знаком жизни» вообще, обладала, по-видимому, и специфическими символическими функциями
.

сосуд
Чернолаковый сосуд со сценами из Элевсинских мистерий

Смысл последующего обряда, происходившего у колодца Кαλλιχορον («прекрасных танцев»), объясняется уже из самого названия; далее, при свете первых звёзд участники шествия пили χυχεων и вступали в священную ограду. Здесь мы приближаемся уже к главному моменту, – к той самой тайне, перед которой «в бессилии склонился» Г. Милонас: что же, собственно, происходило за этой оградой, в особом здании, называвшемся «τελεστηριον» и предназначавшемся для «некоего священного действа»? Известно, что в определённый момент все факелы в этом здании гасли и само «действо» совершалось в полной темноте; суть его, будучи «самым важным в обряде», в силу этого отнюдь не подлежала разглашению.

Далее А.Л. Антипенко, к сожалению, начинает повторять бредни христианских епископов, которые, в общем, сводятся к пресловутому "свальному греху". Это полная чепуха. Да не стали бы люди устраивать всю эту многодневную "канитель" только ради того, чтобы увидеть, как верховный жрец «сочетался браком» с жрицей Деметры. И даже не увидеть, а только лишь присутствовать при этом в здании, где темно, "как у негра в жопе". Чтобы люди веками ходили на такую "диковинку" и им не наскучило это?! Да на такую "замануху" даже мальчишки-подроски не "клюнут" в период пубертатного созревания, когда "гормоны играют" и всё, связанное с сексом, возбуждает. Ага, я представляю себе уважаемых, почётных граждан Афин, которые на целую неделю отрываются от всех дел и соблюдают все церемонии, над которыми издеваются и которых осмеивают на мосту через реку Кефисс, обзывая всякими матюками, чтобы они, в конце концов, послушали возбуждённое дыхание жреца и жрицы, - да они после этого строго-настрого запретят своим детям и внукам посещать этот дешёвый балаган. А ведь к посвящению в Элевсинские мистерии стремились цари и императоры!

Нет, я на 100 % уверен, что в самом эпицентре Элевсинских мистерий, в полной темноте, совершалось какое-то переживание. Причём, переживание это было настолько сильным и необычным, не имеющим аналогий в земной жизни, что оно просто не могло быть адекватно передано и пересказано другим, непосвящённым людям. Собственно, на этом-то и держалась тайна мистерий, на "несказанности" переживаний. Ну, например, человек, переживший мистический "трип" после приёма аяхуаски или кактуса пейот, - как он может рассказать свой опыт другому человеку, никогда не имевшему подобного опыта? Во-первых, он и сам будет говорить "не то", а, во-вторых, слушатель поймёт его "не так". Или человек, переживший опыт клинической смерти. Он, конечно, может что-то говорить, но человек, никогда не имевший подобных переживаний, никогда не прочувствовает то же самое, слушая его рассказ. Это исключительно индивидуальный опыт.

Если посвящаемый брал с собой новый одежды, значит, он получал новое роджение. Но, спрашивается, каким образом мист получал новое рождение? От одного только присутствия на "священном браке"? Нет, чего-то тут не хватает...

Климент Александрийский ("Протрептик", II, 21, 2) донёс до нас священную формулу Мистерий: "Я постился; я пил кикей; я положил в корзину и, подержав в руках, переложил в другую корзину, затем, вынув из этой корзины, переложил в первую корзину". Две части ритуала понятны: пост и поглощение кикея, то есть смеси из яичной муки, воды и мяты, которую, согласно мифу, царица Метанира предложила Деметре, утомлённой продолжительными поисками Коры. Что до остальной части священной формулы, приведённой Климентом, то тут опять ничего не ясно.

По сведениям, переданным Ипполитом, иерофант объясняет: в кульминационный момент Прекрасная произвела на свет священное дитя, "Бримо [родила] Брима". Это можно расценивать как первую степень посвящения. Вторая степень посвящения включает "эпоптею" (созерцание): мист (посвящаемый) становится эпоптом - "тем, кто видит". Мы знаем, что факелы гасят, поднимается завеса, и появляется иерофант со шкатулкой. Открыв её, он достаёт колос со зрелым зерном. Вальтер Отто считает: "Нет сомнения насчёт чудесной природы события. Колос, выросший и созревший со сверхъестественной быстротой, является частью таинств Деметры, как виноградная лоза, вырастающая за несколько часов, составляет часть праздненств Диониса... Аналогичное чудо с растением мы встречали в обрядах первобытных народов" (цит. по: Элиаде М. Тайные общества. - М., 2002, с. 283).

Барельеф Деметра

По всей видимости, во время "священного действа" мисты каким-то образом "выпадали" из времени. Для них тысяча лет становились как один миг, и один миг как тысяча лет. С этим непонятным "фокусом" связан сверхъествественно быстрый рост и созревание колоса. Мисты своими глазами видели, что время - это иллюзия. И убеждались в собственном бессмертии.

По всей видимости, сознание человека способно сильно "ускорять" и "замедлять" ход времени.

Эксперимент, проведённый Соль-Полем Сигалом, состоял в том, что он неожиданно вручил Геллеру проросший боб золотистой фасоли, попросив, чтобы тот "пустил историю вспять". Ури зажал в кулаке фасоль, и когда он приблизительно через 30 секунд раскрыл руку, на ней лежал целый боб без каких-либо следов произрастания. Похоже, что это явление, неоднократно воспроизводившееся в дальнейшем, свидетельствует о ПК-воздействии, распространяющемся также и на время.

О другом аналогичном эксперименте сообщил доктор Роберт Н. Миллер, инженер-химик из Атланты, который исследовал Ольгу Уоррол. В ходе эксперимента измерялась скорость роста стеблей ржи, в то время как миссис Уоррол посылала им целительную энергию из Балтиморы. Используя оборудование, разработанное в 1966 году доктором Г. Г. Клюгером из Министерства сельского хозяйства США, Миллер мог измерять скорость роста с точностью до одной тысячной дюйма в час. Миллер описывает эксперимент следующим образом: "На протяжении всего вечера вплоть до 9 часов след самописца представлял собой прямую линию, свидетельствовавшую о скорости роста 0,00625 дюймов в час. Ровно в 9 часов вечера след начал отклоняться вверх и к восьми часам следующего утра показывал, что скорость роста равнялась 0,0525 дюйма в час, то есть повысилась на 840%" (цит. по: Мишлав Д. Корни сознания. - К., 1995, с. 214).

Кстати, О. А. Райкова, приведя строки из Гомеровского гимна к Деметре -

"Жертвенный чин показала священный и всех посвятила
В таинства. Святы они и велики. Об них ни расспросов
Делать не должен никто, ни ответа давать на расспросы:
В благоговенье великом к бессмертным уста замолкают.
Счастливы те из людей земнородных, кто таинство видел.
Тот же, кто им непричастен, по смерти не будет вовеки
Доли подобной иметь в многосумрачном царстве подземном", -

говорит: "Этот фрагмент свидетельствует о том, что один из основных смыслов участия в мистериях - обретение лучшей посмертной участи через сильное эмоциональное переживание".

Что такое сильное эмоциональное переживание? Это - экстаз, исступление, транс, изменённое состояние сознания (ИСС).

Очень верно она пишет: "Мистерия выступает как форма приобщения к смерти, переживание её, пропускание её через себя, в результате которой преодолевается страх смерти, так как смерть принимается сознанием человека, становится частью его жизни; таинство позволяет человеку прикоснуться к одной из самых сокровенных тайн бытия - смерти, находясь еще «по эту сторону» - будучи живым".

В христианстве, по идее, тоже так должно было быть, по крайней мере так говорят тексты Нового завета: ""все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились" (Рим.6:3), "ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его", "то должны быть соединены и подобием воскресения" (Рим.6:5). Вот здесь есть очень хорошая статья на данную тему. Так что язычество, в его самых высоких формах, т. е. в формах Элевсинских мистерий, показывает нам истинное христианство, такое христианство, каким оно ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ. Но такое христианство - весьма редкий, "аленький цветок". Во всяком случае, я при своей жизни ни разу не встречал священника, который бы публично призывал верующих "креститься(=погружаться) в смерть Иисуса", "чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей". Первым делом, прихожане спросят у него: "а сам-то ты, батюшка, крестился в смерть Иисуса? Может, тебя самого сначала крестить надо?"

Tags: ИСС, мистерии, язычество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments