Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Деметра как инициатор земледелия.

Интересен Триптолем, сын элевсинского царя Келея и Метаниры (по Овидию и Нонну), основоположник земледелия в Древней Греции.

По элевсинскому преданию, Деметра, в образе смертной женщины, пришла к царю Келею в Элевсин и взялась воспитывать младшего брата Триптолема, Демофонта. Однажды ночью, желая дать Демофонту бессмертие, она положила его в огонь, но в это время как раз вошла Метанира. Испуганная мать подняла крик, а тем временем ребёнка истребило пламя. В вознаграждение за эту потерю Деметра подарила Триптолему запряженную драконами крылатую колесницу и пшеничные семена. По Гигину, не Демофонт, а сам Триптолем был положен Деметрою в огонь, причём отец его Элевсин, за то, что стал свидетелем таинства, был поражён смертью. Деметра излечила его от ожогов, напоив соком мака и молоком, но не смогла дать бессмертие.

Как любимец Деметры, Триптолем был посвящён в тайну священных мистерий

Деметра, Триптолем, Персефона.
Деметра, Триптолем и Персефона. Одна из фресок из Виллы Мистерий в Помпеях

и стал жрецом богини, которая научила его обрабатывать землю; с его именем связано введение в Аттике земледелия и распространение осёдлой культуры. Так, на прилегающем к Элевсину Рарийском поле, где показывали алтарь Триптолема, впервые, но преданию, была обработана земля под посев и собрана первая жатва. Позднее и в Афинах, на западном склоне Акрополя, утвердился культ Триптолема: здесь был построен Элевсиний и храм Триптолема, на месте, где Афина, также учительница земледелия, впервые вспахала землю. Показывали ещё одно место, которое, по преданию, было вспахано и засеяно Триптолемом при введении в стране хлебопашества: оно находилось на священной дороге, соединявшей Афины с Элевсином. Эти три пункта фигурировали в культе, во время праздника тройной священной пахоты. Триптолем считался изобретателем плуга.
Деятельность Триптолема, как первого учителя хлебопашества, не ограничивалась Аттикой; на своей волшебной колеснице он объехал землю, повсюду распространяя вновь открытое им знание и связанную с развитием земледелия культуру (из Википедии).

Даже в патриархальной древнегреческой мифологии земледелие инициирует не какой-нибудь бог, а богиня Деметра. Причём, с земледелием сопряжено распространение осёдлой культуры и утверждение Элевсинских мистерий.

Любопытно здесь сравнить колесницу Триптолема со славянским сказочным Змеем Горынычем. В большинстве случаев у Змея отмечается способность к полёту, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится.

Можно сравнить со Змеем Горынычем змей на колеснице Триптолема. "На изображениях видно, что крылаты не змеи, а колесница, а сами змеи, выглядят скорее спутниками Триптолема (так же изображались в неолитические времена Великие Женские Божества, сидящими на троне, по обе стороны от них располагались какие-либо животные), чем возницами", - пишет mazayka_urza в "Ещё раз о том, кем могла быть "Бездомная" Богиня со змеями".

Триптолем 1

"На более поздних изображениях змеи впряжены в колесницу, и тогда они уже обретают крылья, превращаясь в существ, напоминающих  драконов".

драхма
Александрия, Антонин Пий, 138-161, драхма.

Может быть, и Змей Горыныч, и Чудо-юдо тоже испытали подобную трансформацию? Академик Б. А. Рыбаков отмечал, что чудо-юдо — это самый глубокий архаизм древнеславянской мифологии. Изначально не имело явно выраженной отрицательной роли в повествованиях. Пол персонажа также менялся по прошествии времени: от женского к мужскому, и к среднему роду, соответственно. В Трипольской культуре (наибольший расцвет которой пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до н. э.) на территории совр. Зап. Украины змеи воспринимались однозначно положительно. Змеиный узор был одним из самых распространённых сюжетов. Символ змеи в  орнаментальном оформлении трипольской керамики некоторых поселений составляет до 45% всех известных знаков! Причём встречались змеи как одиночные, так и парные, обвивающие грудь Великой Матери. Им приписывались оберегающие, охраняющие функции. Чего никак нельзя сказать про Змея Горыныча. Он - представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. Равно как и Чудо-юдо.
Tags: Деметра, неолитическая революция
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Конец проекта.

    Я завёл альтернативный бложик Matriarchal Studies, и, наверно, теперь буду писать там. Как-то неспокойно и неуютно я себя чувствую здесь, в ЖЖ, в…

  • Баба Яга эпохи постмодерна.

    В наше время в Сети можно встретить множество ненаучных реконструкций древнего язычества. Обычно я игнорирую их, а самые "прикольные" (на…

  • Странное новшество.

    Сегодня при просмотре статей сообщества по метке "лжеистория" я обнаружил новшество, которого раньше не было. Эта хрень появилась в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments