Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Инициатива женщин в древнем браке.

Интересной личностью был Александр Григорьевич Смирнов (1854—1888). В 1877 г. он напечатал обстоятельную, основанную на обширном литературном материале, а частично на личных сборах, работу о семейных отношениях по обычному русскому праву. Это не только первое, но и доныне остающееся единственным обобщающее описание и исследование брачных и свадебных обычаев, первое в русской, да и мировой литературе широкое обращение к свадебному циклу как историческому источнику.

«Первые формы семьи,— говорит Смирнов,— образуются таким образом, что в центре семьи стоит женщина как мать». Эти положения автор иллюстрирует и отсюда выводит ряд пережиточных явлений, интерпретируя их в указанном смысле большей частью впервые и притом весьма удачно. Так, Смирнов отметил инициативу женщины в браке как черту, характерную для архаической эпохи (в противоположность позднейшему порядку инициативы со стороны мужчины), ссылаясь как на богатырш русского эпоса, так и на женщин-героинь русских сказок. Сюда же отнёс Смирнов восточно-славянский свадебный обряд «ловли жениха» [1]. Беря отражённые в русском свадебном цикле моменты обрядовой борьбы между невестой и женихом и борьбы за «болшину», за господство в супружеской жизни, автор удачно отнёс эти мотивы к переходу от архаических порядков к браку, в котором главенство принадлежит мужчине, сделав при этом интересное обобщающее замечание, что «у нас народному сознанию преобладание мужа над женой никогда не казалось непреложным и неизменным, как бы роковым условием брачной жизни» (Цит. по: М. О. Косвен. Матриархат. История проблемы. - М.,-Л. 1948. С. 168).

Кстати, по моим личным наблюдениям, в детстве, лет до 12-ти, инициатива в установлении дружеских отношений между девочками и мальчиками, как правило, исходит от девочек. Потом наступает очень "нервный" переходный возраст, когда подобная дружба осмеивается со всех сторон. И, чем взрослее становятся девочки, тем пассивнее они становятся, всё более уподобляясь Ассоли, ждущей на берегу моря принца под алыми парусами.

Мне приходилось неоднократно читать сравнение ранней истории человечества с детством человека. Типа, люди раньше были "как дети малые", и всё такое... Может быть, в этом действительно что-то есть... Тем более, что в детской дружбе между мальчиками и девочками ещё не замешан пресловутый "квартирный вопрос" и многие другие материальные условности. Чистые, непосредственные отношения... Можно предполагать, что таковыми они и были в старину, когда люди были победнее и попроще.

---------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Об этом же говорится и у Серафима Шашкова в "Истории русской женщины":

"Выбор жениха невестою и даже следы умыкания женихов до сих пор сохраняются в малорусской жизни. Боплан, составивший описание Малороссии в XVII в., говорит, что здесь девушки сами выбирают себе своих будущих мужей, сами сватаются за них. По словам Терещенко, если малороссийская девушка любит какого-нибудь мужчину, то сама упрашивает родителей выдать её за него. Со времени засватания до свадьбы помолвленные видятся между собой почти каждый день; они ходят вместе не только день, но и ночь. Невеста повязывает жениха рушником, что, по словам сватов, значить вязать приводна (т. е. приведённого), чтобы он не убежал из хаты. Это несколько намекает на то умыкание женихов, о котором говорят былины и на которое указывает сохраняющийся до сих пор в некоторых местах Малороссии свадебный обряд ловли жениха. «Родственники невесты выходят на улицу с палками в то время, когда жених подъедет к воротам; они забегают и гонят его палками на двор к невесте; он бьёт плетью своего коня и ускакивает с боярами; это делается до трёх раз. Когда загонят его во двор, то мать невесты берёт у него лошадь и привязывает её к столбу. Жених входит в сени, где встречает его невеста, у сестры или свахи которой дружки должны выкупать женихову шапку»."
Tags: брак, русские
Subscribe

  • Осень патриархата.

    Неумолимо приближается "осень патриархата". Как известно, цыплят по осени считают. Осень подводит итог, показывает, сходится ли…

  • Матриархат, как его видит женщина.

    Живая Навсегда мечтает о прекрасном новом мире. "В новом мире <...> при матриархате, размножаться стали бы только те женщины, которые…

  • О светлом будущем.

    Академик Н.И. Вавилов искал в самых различных регионах мира первозданные формы широко используемых человеком культурных растений. Ведь, скажем, дикий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments