Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Немного о древней Мальте.

"Первые земледельцы, - пишет Мария Гимбутас, - обосновались на Мальте в VI тыс. до н.э. в эпоху зрелой керамики импрессо, т.е. примерно тогда же, когда они появились на Сицилии. Первопоселенцев привлекло большое количество легко обрабатываемого камня, в особенности кораллового и мягкого известняка globigerina. Использование долговечного камня сыграло главную и решающую роль в формировании мальтийской культуры.

Первыми обрядовыми центрами на Мальте были пещеры. Ко времени прибытия сюда первопоселенцев древняя Европа уже достигла больших высот в способах выражения человеческой духовности, и пещеры прочно ассоциировались со святилищами. Возможно, этим объясняется тот факт, что над некоторыми природными пещерами (такими как Гайн-Абул в западной части Гоцо или Микста в центральной части этого же острова) возводились куполообразные своды.

Древнейшие на Мальте каменные гробницы яйцевидной или почкообразной формы находятся в Ксемксийе и Цеббуге. Цеббугские гробницы невелики - около 1,9 м в диаметре, тогда как ксемксийские намного крупней, в среднем около 3,5 м в ширину. В общем и целом эти скальные гробницы родственны тем, что встречаются на Сардинии и в Южной Италии. Однако на Мальте эти почковидные или яйцевидные могилы сыграли особую роль, по всей видимости, повлияв на внутреннюю форму более поздних храмов.

В Цеббуге среди погребального инвентаря, куда входили куски красной охры, раковины и пуговицы, была найдена известняковая голова в барельефной маске. Это одно из ранних изображений могильного божества, Богини смерти и возрождения, которая в более поздний период на Сардинии и на Кикладах обретёт черты столбообразного типа. Её маска имеет сходство с хищной птицей.

Самое крупное скопление подземных гробниц яйцевидной формы — знаменитый гипогей Халь-Сафлиени в восточной части Мальты, неподалёку от храма Тарксиенны; здесь погребали мёртвых начиная с IV тыс. до н.э. и вплоть до заката мальтийской культуры, т.е. приблизительно до 2500 г. до н.э.

Дж.Д.Эванс был первым, кто заметил связь между гробницами и храмами: это действительно решающий фактор для интерпретации их назначения.

Некоторые древнейшие храмы имеют тройную структуру (таков, например, храм в Та-Хаграте), но в большинстве случаев у них 4—5 апсид и антропоморфный силуэт, очертаниями напоминающий скульптуры тучных мальтийских богинь. Это сходство отнюдь не случайно. Однако первые храмы формами напоминали яйцо или лоно Богини, сходство с человеческой фигурой появилось позднее, в IV тыс. до н.э.

Как и яйцевидные скальные гробницы (например, гробница в Ксемксийе), мальтийские храмы символически отождествлены с телом Богини, в особенности с её ягодицами.

Храмы чаще всего стоят парами, причем один всегда крупней другого. Судя по всему, в это вкладывался некий смысл: в терминах божественного семейства, больший храм — м а т е р и н с к и й , а меньший — дочерний, или же можно считать их сестринскими храмами, — вспомним двухголовых богинь из Чатал-Хююка (ок. 6500 г. до н.э.) и таких же богинь-птиц из Гомолавы (культура винча, ок. 4800 г. до н.э.). Конечно, нельзя исключить, что они представляют два разных лика Богини, символизируя, скажем, юность и зрелость или смерть и возрождение.

двойной храм
Двойной храм Мнайдра, южное побережье Мальты. Конец IV — начало III тыс. до н.э.

Один из важнейших парных храмов — расположенный в центральной части Гоцо комплекс Гжантийя. Оба храма окружены стеной высотой в 6 м из грубых необработанных глыб кораллового известняка. Вес некоторых плит достигает 50 тонн: это самые крупные из тех, что использовались для строительства храмов на Мальте. Внутренние стены и входы сделаны из обработанного известняка.

храм
Рис. 5-25 (1) Двойной храм Гжантийя, Гоцо. Первая половина lV тыс. до н.э. (2) Тройное святилище внутри апсиды.

Хагар-Ким расположен на южном побережье Мальты: это наиболее примечательный храм периода тарксиенны. У него хорошо сохранилась внешняя опоясывающая стена из известняка, фасад из вертикальных плит, десять апсид, внутренние плиты с похожими на окна прямоугольными отверстиями и каменный алтарь. Кроме того, он знаменит каменными изображениями сидящих — просто или на корточках — и стоящих тучных женщин. Это статуэтки высотой около 20 см со следами охряной окраски. Сам храм стоит на холме лицом к морю, возвышаясь над расположенным ниже храмом Мнайдра".

план храма
Рис. 5-26. План храма Хагар-Ким. Южное побережье Мальты. Конец IVтыс. до н.э.

Tags: Мальта
Subscribe

  • К вопросу о тайных обществах Старой Европы.

    От нас всё время ускользает тема общественного устройства матриархальных обществ. Мы ничего не можем сказать о том, каким образом поддерживался…

  • "Охранные отряды" патриархата.

    Мужские тайные общества довольно часто выступают как террористические организации, запугивающие и устрашающие женщин. И. Л. Андреев в своей…

  • Негосударственные деньги Африки.

    Именно раковинами каури уплачивается обязательный взнос при вступлении в ритуально-магические тайные общества Африки (См. Арсеньев В.Р. Бамбара:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments