Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Общее определение матриархальных обществ.

Heide Goettner-Abendroth даёт общее определение матриархальных обществ:

Dr Heide Göttner-Abendroth«На экономическом уровне матриархальные общества являются чаще всего обществами земледельческими, хотя и не обязательно. Имущество распределяется согласно системе линий родства и моделей браков. Такая система препятствует накоплению имущества в руках отдельной персоны или группы лиц. Таким образом, сознательно поддерживается принцип равенства, а само общество можно назвать эгалитарным и нестяжательским. С политической точки зрения, матриархальные общества являются обществами совершенной взаимовыручки. Всякий успех или неудача в вопросе накопления имущества смягчается социальными правилами. Например, богатые кланы обязаны приглашать на празднества всех жителей деревни. Организуется пиршество, на котором они делятся своим богатством – это считается почётным. Следовательно, на экономическом уровне мы имеем дело со сбалансированной экономикой, и я называю матриархальные общества обществами экономического сотрудничества.

На социальном уровне основой матриархального общества является расширенный клан. Все живут сообща большими кланами, которые формируются согласно принципу матрилинейности, то есть родство признаётся исключительно по женской линии. Имена, социальные и политические позиции - всё это распределяется по материнской линии. Такой матри-клан образуют как минимум три поколения женщин: родоначальница клана (мать клана), её дочери, её внучки, и кровные родственники-мужчины: братья матери, и её сыновья и внуки. Обычно, матри-клан проживает в одном большом клан-доме. Число проживающих колеблется от 10 до более чем 100 человек, в зависимости от размера и архитектурного стиля дома. Женщины живут в доме постоянно, ведь дочери и внучки после свадьбы никогда не покидают клан-дома. Такая модель проживания называется матрилокальностью.

Что особенно важно подчеркнуть, так это то, что женщины обладают властью распределения имущества клана; в частности, именно они контролируют источники питания: поля и пищу. Именно эта характерная особенность, наряду с матрилинейностью и матрилокальностью, обеспечивает женщинам настолько прочную социальную позицию, что мы можем называть общества «матриархальными». (Антропологи не проводят чётких различий между матрилинейными и матриархальными обществами, что создаёт огромную путаницу).

Кланы связаны между собой посредством браков, особенно посредством системы браков между двумя кланами. Свадьбы между двумя кланами не являются свадьбами между индивидами этих кланов, скорее это общая свадьба. Молодожёны не покидают домов своих матерей, но являются приходящими супругами. Эту модель дополняет модель браков между всеми кланами – благодаря чему все в матриархальной деревне или городе являются родственниками всех – либо по рождению, либо по факту брака. Отсюда, я называю матриархальные общества не-иерархическими, горизонтальными обществами матрилинейного родства.

Даже процесс принятия политических решений организован в соответствии с родством по материнской линии. Все вопросы домашнего хозяйства обсуждаются совместно (женщинами и мужчинами) - на совете в клан-доме. Никто из клан-дома не исключается из совета. После тщательного обсуждения, всякое решение принимается общим согласием - консенсусом. То же самое и в отношении всей деревни: если обсуждается вопрос, касающийся всей деревни, тогда на совет собираются представители от каждого клан-дома. Этими представителями являются либо старейшие женщины клана (матриархи), либо их братья и сыновья. Решения на деревенском совете не принимаются без общего согласия всех клан-домов. Это означает, что представители кланов, обсуждающие вопросы, не имеют полномочий решать эти вопросы. Политика деревни формируется не на деревенском совете; избранные представители просто выполняют функцию коммуникации между клан-домами. Если на совете выясняется, что у такого-то клан-дома есть особая позиция, представители возвращаются в клан-дома и снова обсуждают возникшие затруднения. Таким образом, шаг за шагом достигается общее согласие всей деревни.

На региональном уровне происходит то же самое: представители деревень собираются, чтобы обсудить решения своих сообществ. Опять-таки, они осуществляют лишь функцию коммуникации. Представителями от деревни обычно являются мужчины. Этнологи обычно ошибочно именуют их «вождями», что неверно, так как по сути они ничего не решают. Каждая деревня, каждый клан-дом в деревне вовлечён в процесс принятия решений, и так до тех пор, пока не будет достигнут консенсус на региональном уровне. Следовательно, с политической точки зрения, я называю матриархальные общества эгалитарными обществами консенсуса. Такая политическая модель препятствует концентрации политической власти. Именно в этом смысле можно утверждать, что они свободны от господства: у них нет класса правящих и класса угнетённых, им неизвестны институты принуждения, необходимые для установления чьего-либо господства.

Перейдём на уровень культуры. В матриархальных обществах нет места концепции религиозной трансценденции – им неизвестен невидимый и непостижимый всемогущий Бог, по сравнению с которым этот мир ничего не значит. В матриархальных обществах божественность есть нечто имманентное, ведь весь мир рассматривается как божественный. Это ясно из концепции богини-вселенной, которая создала всё существующее, и Матери-Земли, которая порождает всё живое. Мельчайший камешек или огромнейшая звезда, любой мужчина или женщина, любая гора или травинка – всё наделяется божественностью.

В рамках такой культуры всё пропитывается духовностью. На празднествах, следующих сменам времён года, прославляется всё на свете: природа во всём своём многообразии, разные кланы со своими особыми занятиями, представители различных полов и поколений. Господствует один принцип - «богатство в разнообразии». Здесь нет различия между сакральным и светским; так что и повседневные дела, такие как сеянье или уборка урожая, готовка или вязанье, являются одновременно значимыми ритуалами. На духовном уровне, я определяю матриархальные общества как сакральные общества с культурой богинь».

Источник.

В принципе, всё верно, однако больно "жидковата" духовность, изображённая Heide Goettner-Abendroth. С такой благодушно-розовой духовностью матриархальное общество не построишь.

Ну и, конечно, плохо то, что она начинает своё определение с экономического уровня, в самых лучших традициях марксистской экзегезы. Тогда как решающее значение имеет духовный фактор. Без достаточно мощного духовного импульса, без этого "тока", текущего по всему общественному организму, этот организм неизбежно деградирует и превратится в орду.

Tags: матриархат
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments