Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Дикий бык как палеолитический образ Бога Отца?

Мария Гимбутас говорит, что "во всём верхнепалеолитическом искусстве (от 40 000 до 10 000 лет назад) нет ничего, похожего на фигуру Бога Отца". Однако проф. Зубов в своём цикле лекций по истории религии настаивает на том, что пещерные изображения быков были именно "иконами" Бога Отца.

бык
Бизон. Пещера Альтамира. Испания.

В одной из своих лекций проф. Зубов говорит:

"Мы говорим об идее Бога... А была ли эта идея Бога в верхнем палеолите? - Да, она была. И мы можем сказать, что она выражалась как в старых, так и в новых культах. Новым культом, типично верхнепалеолитическим, был культ преклонения Божеству в образе крупных травоядных животных, - не тех животных, которые сами пожирают, а тех животных, которых поедают хищники. То есть, и это, вы помните, что эта идея отразилась и во Второзаконии, да? "Я желаю, чтобы приносили в жертву не тех, кто гонится, а тех, за кем гонятся". То есть идея того, что Бога лучше символизирует не всемощное хищное существо типа льва или медведя, а Бога лучше всего символизирует существо, которое является жертвой хищника. В этом мы впервые видим идею того, что Божественное соединено с жертвенным. Человек жертвует себя Богу, сознавая, что Бог жертвует собой человеку. Вот это новая идея, которой не было в эпоху неандертальца. Тогда главенствовала идея силы и мощи. А здесь всё более и более усиливается эта идея жертвенности.

И поэтому излюбленным объектом жертвоприношений - и, соответственно, и элементом заупокойного ритуала - становится теперь мамонт. Не случайно кроманьонца так и называют: "охотник на мамонтов". Но, понятно, что на мамонтов кроманьонец охотился вовсе не для того, чтобы добыть мясо. Мы это должны совершенно ясно сознавать, что окружённый массой разных мелких животных, ему намного было проще охотиться на животных менее опасных. Охотники верхнего палеолита жили небольшими группами, по 10 - 12 человек, - ну и зачем им нужна была такая туша мамонта? Летом она просто бы сгнила, - из неё люди могли бы съесть очень немного, - а зимой эта туша привлекала бы к себе хищников, и, естественно, подвергала бы опасности жизнь людей [1]. Поэтому, очевидно, что охота на мамонтов имела не утилитарный, а религиозный смысл. Это была охота ради жертвоприношения, и в этом смысле охота на мамонта напоминает нам охоту на пещерного медведя неандертальцев.

Там, где мамонта не было, охотились на других травоядных животных, по возможности - больших. В первую очередь, заместителем мамонта являлся тур и зубр. Тут и зубр. То есть, дикий бык - тур, и зубр. И эти животные, вообще, образ быка, дикого быка, в египетской религии lll тысячелетия до Р. Х., там специально часто подчёркивается, что речь идёт о диком быке: "Ты - дикий бык", - называют там бога. Эта традиция сохраняется, по сути говоря, до наших дней, когда мощным быком, ещё в Ветхом Завете, часто называют Бога и Творца".

-------------------------------------------------------------------------------------
[1] Здесь проф. Зубов высказывает соображения, похожие на те, что я приводил в статьях "Зачем палеолитические охотники охотились на мамонта?" и "И снова про мамонтов".
Tags: архаический мир, бык
Subscribe

  • "Колесо" архаичного мышления.

    " Согласно традиционным африканским представлениям, жизнь никогда не кончается, если она организована разумно, то есть выверенным поколениями…

  • Самый древний портрет женщины.

    Самый старый из известных портретов женщины, вырезанный из бивня мамонта около 26 000 лет назад. Его высота составляет менее 5 см, а его…

  • О похолодании около 6200 г. до н. э.

    Прорыв приледникового озера Агассис в Атлантический океан около 6200 г. до н. э. привело к спуску в океан до 200 тысяч км 3 холодной пресной воды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments