Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Погребальные практики Старой Европы.

Археологи часто сталкиваются с очень древней и широко распространённой практикой погребения, когда мёртвые тела сперва оставляли на поверхности земли, чтобы они были очищены от плоти, а затем часть костей переносили в погребальную камеру.

Мария Гимбутас говорит, что "те особые дни, когда кости возвращались в обитель предков, были радостными праздниками. Внутри камер обнаружены многочисленные остатки пиров: кости овец, коз, крупного рогатого скота и свиней. Безусловно, не обходилось без музыки и плясок. Известно, что погребальные обряды, совершавшиеся в гипогеях Сардинии и в других местах, включали в себя пляски.

Рисунок1
Рис. 7-111. Схематическая зарисовка монумента Монте-д'Аккодди к северо-западу от Сассари. Прямоугольная платформа имеет площадь 37,5 на 30,5 м. Возможно, что в период оциери (конец V тыс. до н.э.) здесь происходили погребальные ритуалы, сопровождавшиеся музыкой и плясками. Здесь же было обнаружено блюдо с изображением держащихся за руки танцующих девушек (см. рис. 5-15. 2).

Рисунок2
Рис. 5-15 (2). Сцена, представляющая ритуальный танец. Пять держащихся за руки девушек с силуэтами в виде «песочных часов» выгравированы на внутренней стороне блюда. Святилище Монте-д'Аккодди, Сассари. Ок. 4000 г. до н. э. Масштаб приблизительно 1:3.

В основном мегалитические гробницы скудны на находки, поскольку были разграблены ещё в древние времена. Расположенная на одном из Оркнейских островов у северо-восточной оконечности Шотландии, гробница Айсбистер являет собой редкий пример мегалитического захоронения, в котором сохранились сотни разрозненных человеческих скелетов.

Как и в случае других мегалитических гробниц, это было священное место, куда после экскарнации помещали человеческие останки. Около 90% хищных птиц, с чьей помощью кости освобождали от плоти, были белохвостыми орланами. 35 их скелетов, а также скелеты чаек, сов, ворон, воронов и других птиц были найдены как внутри камеры, так и вокруг гробницы. Тот факт, что орланов то ли хоронили, то ли приносили в жертву в центральной части гробницы, указывает на их важное значение в качестве птиц Богини смерти и возрождения.

Раскопки Айсбистера явились наиболее убедительным доказательством существования практики экскарнации, поскольку все помещённые там останки были полностью разъяты. Очевидно, что мёртвые тела сперва оставляли снаружи, чтобы они были очищены от плоти, а затем часть костей переносили в камеру. Судя по тому, что кости эти были побелевшими и со следами атмосферного воздействия, они находились под открытым небом довольно долгое время. Отдельные кости затем складывали штабелями вдоль стен основного покоя, черепа помещали в боковые ячейки, а костные остатки — под полками концевых отсеков и на них".

Далее Мария Гимбутас рассказывает об этнографических параллелях практики поэтапного захоронения и строительства больших мегалитов.

"Их близкие аналоги можно найти у народности мерина, обитающей в центральной части острова Мадагаскар. Мерина эндогамны; они живут родовыми группами на землях предков (М.Блок именует их «демес»). Для этих людей суть их общности заключается в неразрывной связи между группой и находящимися в общем пользовании орошаемыми землями. В каждом демесе есть собственная гробница — весьма прочное мегалитическое сооружение, являющееся центральным символом данной группы. Мерина практикуют захоронение в два этапа: на первом этапе тело погребают не в специально отведённой могиле, а просто поблизости от места кончины. Второй этап называется «фамад'иана» и предполагает эксгумацию разложившихся останков и их перезахоронение в общинной гробнице на земле предков. Это возвращение является радостным событием, оно сопровождается музыкой и плясками, иногда — даже с самими костями" [1].

"Ещё в начале 1980-х гг. в Фессалии (Северная Греция) был зарегистрирован случай вторичного захоронения через 5 лет после смерти", - говорит Мария Гимбутас и цитирует трогательную запись Л. Дэнфорт, в которой описана эксгумация останков Елены, двадцатилетней женщины, погибшей в аварии в Фессалониках и погребённой в небольшой деревушке Потамия на севере Греции:

«Два брата Елены начинают разрывать песчаную почву, и толпа деревенских женщин ударяется в громкий, тоскливый плач, который, впрочем, не способен заглушить всё более истерические выкрики Ирины, матери Елены. Причитания делаются всё громче, и братья Елены, не в силах совладать с собой, передают лопаты двум молодым женщинам, которые продолжают копать. Братья неловко становятся за кругом плакальщиц, они неуместны в женском царстве смерти.

Через какое-то время молодых женщин с лопатами сменяет старая вдова, которая, когда лопата натыкается на что-то твёрдое, начинает копать руками. Перекрестившись, она наклоняется, достаёт череп Елены и приветствует его: "Здравствуй, дитятко". Плакальщицы бросают в могилу цветы, крики и плач снова усиливаются. Вдова заворачивает череп в белый платок, кладёт на него бумажные деньги, целует и передает Ирине со словами: "Ты хорошо её приняла". С истерическими рыданиями Ирина обвивает руками череп дочери, трижды его целует, прижимает ко лбу и передаёт через могилу, чтобы его мог приветствовать отец и другие члены семьи.

Несколько женщин просеивают землю, отыскивая Еленины потемневшие кости, которые складывают в металлический короб. Они пересчитывают их и советуются, как лучше уложить. Ирина не сразу поддаётся на уговоры расстаться с черепом дочери, который помещают в короб поверх костей.

Приходит деревенский священник и поёт часть греческой православной заупокойной службы. Короб с останками Елены помещают в деревенский оссуарий, небольшое цементное строение в углу кладбища. Семья отправляется домой, чтобы приготовить обильное угощение, а все прочие собираются на церковном дворе, где происходит традиционная раздача ритуального кушанья ("koliva")».

В связи с этим возникает вопрос: насколько христианские "костницы" наследуют древнеязыческую практику экскарнации?



--------------------------------------------------------------------------------------
[1] Интересно, а не эта ли древняя традиция слышится в пересказе Геродота об обычаях фракийцев? "[При рождении] родные усаживаются вокруг новорожденного младенца и горюют о том, сколько бедствий ему предстоит ещё перенести в жизни. При этом перечисляют все людские горести и заботы. Напротив, погребение покойников у них проходит с шутками и весельем. Ведь мёртвые [по мнению гетов] уже избавились от всех жизненных зол и печалей и ведут радостную и блаженную жизнь".
Tags: Старая Европа, Традиция, мегалиты, похороны, танцы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments