Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Погребальные практики Старой Европы (2).

"В VII—VI тыс. до н.э. для неолитических культур Юго-Восточной Европы сескло, старчево и караново были характерны захоронения внутри домов: детей, мальчиков и девочек, а также женщин погребали под полом. Это говорит о статусе женщин и их потомства и о том, сколь тесна была их связь с домом. Обращает на себя внимание отсутствие мест для погребения взрослых мужчин.

Когда приблизительно в 5000 г. до н.э. стали появляться могильники, детей по-прежнему продолжали хоронить под полом дома или во дворе. Что касается взрослых захоронений, то вплоть до конца V тыс. до н.э. они могли быть как в домах, так и в специально выделенных могильниках. С начала V тыс. до н.э. в могильниках разного размера большей части культурных групп Центральной Европы и Балкан (культуры линейно-ленточной керамики, бутмир, тиса и боян) начинают появляться скопления из 5—10 могил. В крупных могильниках, таких как Асод к северу от Будапешта, могилы образуют три группы, приблизительно по 30 в каждой. Группировка по 20—30 человек также наблюдается в коллективных захоронениях мегалитических гробниц. Эта закономерность была характерна для всей Древней Европы вплоть до второй половины IV — начала III тыс. до н.э., когда на смену коллективным приходят индивидуальные захоронения. Согласно исследованиям Х.Ульриха, специалиста по физической антропологии, скелеты, захороненные в камерах гробниц культуры воронковидных кубков (Центральная Германия, группа вальтернинбург второй половины IV тыс. до н.э.), обычно образуют 2—3 группы по 20—30 генетических родственников в каждой.

Рисунок1
Рис. 9-9 (а, Ь) Реконструкция коллективного захоронения в погребальной камере гробницы в Нордхаузене, район Зондерхаузен, Тюрингия, Центральная Германия.

Что касается захоронений, то с этой точки зрения лучше всего изучена центральноевропейская культура линейно-ленточной керамики (ок. 5000 г. до н.э.). На территории Восточной Франции, Голландии, Германии, Польши и Чехословакии было раскопано в общей сложности около 20 могильников. Они располагались в 100—500 м от поселений и включали в себя как трупоположения, так и сожжения. Количество захоронений в одном могильнике может варьироваться от 20 до более чем 200. В некоторых могильниках захоронения явным образом сгруппированы: к примеру, в Нитре было идентифицировано 10 групп по 5—10 могил в каждой. Другой пример — Айтерхофен, где 160 могил со скелетами образуют несколько групп, которые принято рассматривать как семейные или родственные погребения. Кроме того, в некоторых могильниках заметна тенденция к однополым захоронениям, когда рядом погребают двух—трёх мужчин или женщин. Но нигде не просматривается наличие пространственной иерархии, выделения особого места для бедных или богатых могил.

В заключение можно сказать, что изучение погребального инвентаря могильников культуры линейно-ленточной керамики позволяет говорить о существовании двух основных категорий захоронений: с одной стороны, могил мужчин-ремесленников и купцов, с другой — женщин, игравших значительную роль в религиозной жизни. Судя по имеющимся материалам, статус некоторых мужчин был достаточно высок, однако ничто не указывает на их принадлежность к власти, меж тем как некоторые пожилые женщины были окружены особым почётом. Нет ни одного мужского захоронения, в котором бы имелись естественные для правящей аристократии признаки высокого ранга. Напротив, максимальное общественное уважение выпадало на долю старух, великих родоначальниц.

Исследованные И.Залай-Гаалом захоронения из могильников культуры лендель Морадь-Тюзкёдомб и Зенгёварконь (Западная Венгрия) показали, что в женских захоронениях больше всего сосудов и что самые богатые украшения и предметы символического значения характерны для могил девочек и младенцев женского пола. Захоронения мальчиков более бедны, а взрослых и пожилых мужчин редко имеют что-либо, помимо одного или нескольких орудий. Важное значение девочек объясняется их наследственно высоким статусом в системе матрилинейного общества. В могильнике Асод наиболее примечательно захоронение девочки-подростка, в котором была найдена большая глиняная модель святилища, увенчанного головой птицы и стоящего на человеческой ноге. По всей видимости, девочка имела какое-то отношение к основному роду и к святилищу. Как в этом, так и в других могильниках культуры лендель для женских захоронений часто свойственен большой набор сосудов с росписью из спиралей и меандров.

mosika_901_00001

Эту закономерность можно наблюдать и в ряде других культурных групп, чьи могильники нам известны. В захоронениях девочек-подростков чаще всего присутствует большое количество украшений, или их погребальный инвентарь включает в себя предметы исключительной ритуальной ценности. Так, в бухарестском могильнике Черника из 362 могил богаче всего та, что принадлежит девушке лет шестнадцати. Она была погребена с восемью наручными браслетами на одной руке и ещё двумя на другой, костяным кольцом на левой руке и большим количеством ракушечных бусин. В Выхватинском могильнике (Молдавия) позднекукутенской культуры имеются два исключительных захоронения девочек 9 — 10 лет, каждое из которых занимает центральную часть в своей половине могильника. В них найдено 5 изумительных сосудов, ракушечные бусины, пряслице (только в одной из них) и даже три столбообразные статуэтки, изображения Богини смерти и возрождения. Ни в каком другом захоронении этого могильника нет такого количества статуэток".

Tags: Старая Европа, похороны
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments