Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Погребальные практики Старой Европы (2).

"В VII—VI тыс. до н.э. для неолитических культур Юго-Восточной Европы сескло, старчево и караново были характерны захоронения внутри домов: детей, мальчиков и девочек, а также женщин погребали под полом. Это говорит о статусе женщин и их потомства и о том, сколь тесна была их связь с домом. Обращает на себя внимание отсутствие мест для погребения взрослых мужчин.

Когда приблизительно в 5000 г. до н.э. стали появляться могильники, детей по-прежнему продолжали хоронить под полом дома или во дворе. Что касается взрослых захоронений, то вплоть до конца V тыс. до н.э. они могли быть как в домах, так и в специально выделенных могильниках. С начала V тыс. до н.э. в могильниках разного размера большей части культурных групп Центральной Европы и Балкан (культуры линейно-ленточной керамики, бутмир, тиса и боян) начинают появляться скопления из 5—10 могил. В крупных могильниках, таких как Асод к северу от Будапешта, могилы образуют три группы, приблизительно по 30 в каждой. Группировка по 20—30 человек также наблюдается в коллективных захоронениях мегалитических гробниц. Эта закономерность была характерна для всей Древней Европы вплоть до второй половины IV — начала III тыс. до н.э., когда на смену коллективным приходят индивидуальные захоронения. Согласно исследованиям Х.Ульриха, специалиста по физической антропологии, скелеты, захороненные в камерах гробниц культуры воронковидных кубков (Центральная Германия, группа вальтернинбург второй половины IV тыс. до н.э.), обычно образуют 2—3 группы по 20—30 генетических родственников в каждой.

Рисунок1
Рис. 9-9 (а, Ь) Реконструкция коллективного захоронения в погребальной камере гробницы в Нордхаузене, район Зондерхаузен, Тюрингия, Центральная Германия.

Что касается захоронений, то с этой точки зрения лучше всего изучена центральноевропейская культура линейно-ленточной керамики (ок. 5000 г. до н.э.). На территории Восточной Франции, Голландии, Германии, Польши и Чехословакии было раскопано в общей сложности около 20 могильников. Они располагались в 100—500 м от поселений и включали в себя как трупоположения, так и сожжения. Количество захоронений в одном могильнике может варьироваться от 20 до более чем 200. В некоторых могильниках захоронения явным образом сгруппированы: к примеру, в Нитре было идентифицировано 10 групп по 5—10 могил в каждой. Другой пример — Айтерхофен, где 160 могил со скелетами образуют несколько групп, которые принято рассматривать как семейные или родственные погребения. Кроме того, в некоторых могильниках заметна тенденция к однополым захоронениям, когда рядом погребают двух—трёх мужчин или женщин. Но нигде не просматривается наличие пространственной иерархии, выделения особого места для бедных или богатых могил.

В заключение можно сказать, что изучение погребального инвентаря могильников культуры линейно-ленточной керамики позволяет говорить о существовании двух основных категорий захоронений: с одной стороны, могил мужчин-ремесленников и купцов, с другой — женщин, игравших значительную роль в религиозной жизни. Судя по имеющимся материалам, статус некоторых мужчин был достаточно высок, однако ничто не указывает на их принадлежность к власти, меж тем как некоторые пожилые женщины были окружены особым почётом. Нет ни одного мужского захоронения, в котором бы имелись естественные для правящей аристократии признаки высокого ранга. Напротив, максимальное общественное уважение выпадало на долю старух, великих родоначальниц.

Исследованные И.Залай-Гаалом захоронения из могильников культуры лендель Морадь-Тюзкёдомб и Зенгёварконь (Западная Венгрия) показали, что в женских захоронениях больше всего сосудов и что самые богатые украшения и предметы символического значения характерны для могил девочек и младенцев женского пола. Захоронения мальчиков более бедны, а взрослых и пожилых мужчин редко имеют что-либо, помимо одного или нескольких орудий. Важное значение девочек объясняется их наследственно высоким статусом в системе матрилинейного общества. В могильнике Асод наиболее примечательно захоронение девочки-подростка, в котором была найдена большая глиняная модель святилища, увенчанного головой птицы и стоящего на человеческой ноге. По всей видимости, девочка имела какое-то отношение к основному роду и к святилищу. Как в этом, так и в других могильниках культуры лендель для женских захоронений часто свойственен большой набор сосудов с росписью из спиралей и меандров.

mosika_901_00001

Эту закономерность можно наблюдать и в ряде других культурных групп, чьи могильники нам известны. В захоронениях девочек-подростков чаще всего присутствует большое количество украшений, или их погребальный инвентарь включает в себя предметы исключительной ритуальной ценности. Так, в бухарестском могильнике Черника из 362 могил богаче всего та, что принадлежит девушке лет шестнадцати. Она была погребена с восемью наручными браслетами на одной руке и ещё двумя на другой, костяным кольцом на левой руке и большим количеством ракушечных бусин. В Выхватинском могильнике (Молдавия) позднекукутенской культуры имеются два исключительных захоронения девочек 9 — 10 лет, каждое из которых занимает центральную часть в своей половине могильника. В них найдено 5 изумительных сосудов, ракушечные бусины, пряслице (только в одной из них) и даже три столбообразные статуэтки, изображения Богини смерти и возрождения. Ни в каком другом захоронении этого могильника нет такого количества статуэток".

Tags: КВК, Старая Европа, похороны
Subscribe

Posts from This Сommunity “похороны” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments