Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Мать Олениха в архаической культуре циркумполярных охотников.

Автор - Жукова Людмила Николаевна
кандидат исторических наук, доцент ЯГУ им. М. К. Аммосова. Источник.

Жукова Людмила Николаевна"Исследователи первобытного искусства считают, что мировоззрение людей первичного общества было сходным в любой части земного шара. Человек ещё считал себя рождённым, вскормленным и охраняемым Природой, малой её частицей, в отличие от нас, вообразивших себя хозяевами Земли в ХХ в. Земля и силы природы воплощали в себе, преимущественно, женское, материнское начало.

Так, у саамов имеются сакральные представления о Важенке-матери, прародительнице человека, и о Мяндаше - Олене-человеке, волшебно превращающемся из животного в человека и наоборот. В мифологии нганасан и энцев Земля-мать представлялась оленем тёмной масти, а Льда-мать - белым оленем. После битвы между оленями тёмный олень побеждает и говорит белому, что будет распоряжаться людьми, которые должны скоро появиться. На что белый олень отвечает, что будет находиться внизу Земли-матери и забирать этих людей к себе, когда придёт их срок [4].

Гигантская Олениха - Земля-мать считалась прародительницей людей. В мифах нганасан повествуется о том, что весной к Оленихе - Земле-матери подошла Солнце-мать, побежала вода, из шкуры мифической важенки вылезли голые черви - это и были люди. Шерсть этой оленихи - лес, а насекомые в шкуре - животные [4].

Исследователями в ХVIII-ХХ вв. записаны широко распространённые у арктических народов (от Скандинавии до Чукотки) представления о Земле-матери, к которой обращались с просьбами об удачном промысле на дикого оленя, лёгких родах, плодородии.

Так, у саамов Земля традиционно отождествлялась с материнским началом. Вот фрагмент текста заклинаний «лопарской песни»:

«Матери и красавицы, родные долины, матери оленей!
Привет вам.
Прими нас снова, родная Земля,
И заботься о нас, как прежде, всегда.
Дружите снова, Матери, со мной.
Вы, Матери, напитайте досыта моих оленей» [4, стр. 248].

У нганасан при обращении к Земле-матери была обязательной формула, подчёркивающая возраст: «Земля-мать, Мать моей матери». Образ Прародительницы-Земли встречается в лечебной магии чукчей.

Рис.1

В 1992 г. наш информант, верхнеколымская юкагирка Екатерина Николаевна Дьячкова (1918 года рождения) (см. рис. 1) из пос. Зырянка Верхнеколымского улуса РС(Я), перечисляя божественных хозяев стихий, отождествляет их с женским началом:

Огонь - мать
Вода - мать
Земля - мать
Небо - мать
Солнце - мать
Луна - мать
Гроза - мать
Дома - мать

Практически все стихии природы рассматривались народами Арктики как женские сущности, в том числе Река-мать, Льда-мать, Деревьев-мать, Леса-мать и др. Современные юкагиры-промысловики также соотносят стихии природы с материнским женским началом. Однако уже имеются соотнесения некоторых стихий природы с мужским началом, что зафиксировано в фольклорных материалах В. Иохельсона и датировано концом ХIХ в.

Надо полагать, что материнское начало сил природы в мировоззрении и мифах современных оленеводческих народов Арктики - лопарей, нганасан, чукчей и других - это реликт предыдущей, присваивающей стадии развития, а у ныне имеющих присваивающее хозяйство народов - мировоззрение сегодняшнего дня".

DSC_0363-1024x681

--------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Симченко Ю. Б. Культура охотников на оленей Северной Евразии. - М.: Наука, 1976. - 311 с.
Tags: Заполярье, Мать Земля, олень, пережитки матриархата, юкагиры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment