Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Следы матриархата в Азии.

Многие традиционные общества Азии до сих пор сохраняют следы былого матриуклада.

Малаяли — народ в Индии, штат Керала, более 35 млн. чел. До середины XX века (на данный момент произошли изменения в сторону патриархата) основа семьи — материнский род, семьи проживают матрилокально, счёт родства — матрилинейный, распространена полиандрия.

Ранатхари — народ, проживающий в Индии и Непале. Сохранился матриархат.

Кхаси — народ в Индии, штат Мегхалая, около 1 млн. чел. Материнский род. Передача имени и имущества по женской линии, семьи проживают матрилокально. Там же проживает народ гаро, также сохранивший матриархальный уклад.

Народ наси, проживающий в провинциях Китая Юньнань и Сычуань. Также вплоть до наших дней у народа наси действующий матриархат, который выражается в передаче имущества по женской линии. У народа мосо, также принадлежащего наси, во главе рода стоит женщина-матриарх, существует традиция «приходящих мужей». В лексиконе мосо отсустствуют слова «отец» и «муж», но наряду с этим нет и слов «убийство», «насилие», «грабеж», что говорит об отсутствии или редкости таких явлений. Таким образом, несмотря на заниженную роль отцовства, организация общества мосо демонстрирует эффективность в отношении проявления агрессии и воинственности. Хотя традиции и устройство общества мосо опровергают версию о бесправном и угнетённом положении мужчин. Во-первых, мужчины играют в обществе мосо уважаемую роль «хранителей народа», наставников-воспитателей детей. Во-вторых, сама версия о возможности угнетения мужчин представляется довольно абсурдной — в патриархальных обществах фактами бесправного положения женщин могут быть не только отсутствие избирательного права или невозможность выбора мужа при узаконенной полигамии. Важным, и часто умалчиваемым аспектом, является применение насилия по отношению к женщинам. В то же время таких фактов по отношению к мужчинам в матриархальных обществах нет, да и быть не может в силу физического превосходства мужчины над женщиной. Поэтому положение мужчины в матриархальном обществе может регулироваться исключительно с учётом его волеизъявления.

В легендах мосо сказано, что они пришли с севера, как полагают исследователи, с Тибета. Действительно, у некоторых народов Тибета, также до сих пор сохранились матриархальные традиции, в частности многомужество (полиандрия). Если рассматривать данные по Шумеру, амазонкам Ливии, для матриархальной культуры было характерно «селекционирование» потомства, и решалась эта задача в частности отбором «пришлых мужей». Многомужество в корне противоречит этому принципу, поэтому полиандрия, распространенная также у северных жителей алеутов и эскимосов,10 некоторых народов южной Индии, вероятнее всего, указывает на искажение более древней культуры.

В той же провинции Юньнань проживает и народ Лы, сохранивший в ряде случаев матрилинейность.


Юан — народ, проживающий в Таиланде и Лаосе. Счёт родства ведётся и по женской, и по мужской линиям. Наследует младшая дочь с мужем. Семьи проживают матрилокально и неолокально.

Зярай — народность Вьетнама. Развиты матрилинейные роды.

Мнонги — народ Вьетнама. Заключаются как патрилокальные, так и матрилокальные браки. Счёт родства дочерей ведётся по материнской линии, сыновей - по отцовской.

Раглай — народ Вьетнама. Матрилинейный счёт родства.

Теро — народ Вьетнама. Семьи проживают матрилокально, затем неолокально. Наследование по женской линии.

Тямы (чамы) — народ, проживающий во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде. Общая численность около 500 тыс. чел. Западные тямы в противовес восточным сохраняют матриархат. Главной в роду считается бабушка, родство считается по матери, наследство передаётся по женской линии, невеста выбирает жениха.

Чуру — народ Вьетнама. Матрилинейная организация родов. Семьи проживают матрилокально.

Эде — народ Вьетнама, около 230 тыс. чел. Сохранилась матрилинейная организация родов.

Коми и удмурты - Остатки матриархата наблюдались ещё в XIX веке: роды носили имена женщин - основательниц рода. Матрилинейный счёт родства. Впрочем, ряд авторов указывает на наличие матриархата в прошлом у всех финно-угорских народов.

Коряки (кереки) — коренное население полуострова Камчатка. В прошлом — основа общества — большая материнская семья.

Эскимосы — народ, составляющий коренное население от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски и восточного края Чукотки. Общая численность около 170 тыс. чел. Матриархат. Счёт родства предпочтителен по материнской линии. Материнский род. Семьи проживают матрилокально.

Юкагиры — коренное население Восточной Сибири. Вплоть до прихода тунгусов сохранялись материнско-родовая община, семьи, соответственно, проживали матрилокально, счёт родства по материнской, свобода девушек вплоть до замужества.

Алеуты — проживают на Командорских островах, в Камчатском крае. Вплоть до прихода русских у алеутов был матриархат, остатки которого сохранились и по сей день.

Матриархальные отношения были характерны для всех народов Крайнего Севера. Их остатки видны в большей или меньшей мере в зависимости от степени сохранения древних легенд и обычаев. К примеру, у чукчей, камчадалов и юкагиров в шаманизме встречается ритуал «превращения в женщину». Аналогичные ритуалы встречаются и в Индонезии, и в Южной Америке. Но это лишь остатки утраченной религиозной концепции, ведь у этрусков превращение в женщину было частью сложного философски осмысленного ритуала.

Казахстан — смена матриархата на патриархат датируется обычно IV веком до н.э. Среднеазиатские племена, массагеты и саки долго сохраняли различные элементы матриархата. Женщины играли важную роль в жизни этих народов, воевали. Были примеры и женщин, возглавляющих войска — Зарина и Томирис (Тамара). В Казахстане обнаружены многочисленные захоронения женщин-воинов, предания о которых сохранились до сих пор, также как и матриуклад в некоторых областях.

В эпосе народа каракалпаков, проживающих на территории Узбекистана и Казахстана, сохранилась поэма «Карк кыз» - «Сорок девушек», повествующая об амазонках, проживающих на острове, которые в трудный для родины час становятся на её защиту. Но такие эпосы не возникают на пустом месте, и, действительно, вплоть до 20 века у каракалпаков сохранялись остатки матриархального уклада.

Буряты — народ в РФ, Монголии и Китае. Эпосы бурятов позволяют говорить о наличии в прошлом матриархального устройства, поскольку основная главенствующая роль принадлежит женщине-старейшине Манзан-Гурмэ. Наряду с мужчинами воинами присутствуют и женщины-богатырки, и могущественные враги-женщины мангадхайки.

Башкиры — коренной народ Южного Урала и Приуралья. Во время войны с царской Россией башкирские женщины были в первых рядах воинов. В ходе башкирской войны 1735-1740 гг., были взяты в плен с оружием в руках Шара Касимова, Фатима Биктимирова, Ятбиха и Рабакат Бикбаевы. Остатки матриархального уклада сохранялись у башкиров, даже несмотря на влияние мусульманства — девушки выбирали себе мужей, никогда не носили паранджи.

Народы Северного Кавказа — адыги, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы и др. В нартском эпосе, распространённом у народов Северного Кавказа, прослеживаются явные черты матривлияния. Это и материнская родовая община, и женщины-богатырки, и «мать нартов» Шатана. Смена матриархального уклада на патриархальный произошла, по всей видимости, в период мусульманского завоевания Северного Кавказа. Хотя, как указывает Марет Цароева, почитание женщин и Богини-матери у вайнахов сохранялось вплоть до 19 века. В. А. Кузнецов подчёркивает несомненную связь матриархального мотива нартского эпоса с савромато-сарматским матриархатом.

Курды — иранский народ. Этнографическая область — Курдистан, заселённая в основном курдами, поделённая на данный момент между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Общая численность около 25 млн. чел. Курдская женщина по сравнению с другими женщинами Востока пользуется большей свободой и независимостью, большим уважением мужчин. В истории известны курдские женщины-воины. Этнически к курдам относятся и езиды — народ, проживающий на севере Ирака. Общая численность около 3 млн. чел. У езидов Ирака до сих пор сохраняются остатки матриархата — так уважаемыми в обществе являются женщины-старейшины. Проживающие в Мордовии езиды сохранили древний уклад — роды возглавляются женщинами-старейшинами, и это подтверждает мнение о бытовавшем ранее матриукладе у всех курдов.

Источник.

Островные народы – носители МАТРИвлияния

На острове Суматра (Суматера), который располагается в Индонезии практически на экваторе, и близлежащих островах до наших дней проживает народ минангкабау. Общая численность более 6 млн. чел. Общественное устройство — матриархат. Род возглавляется женщиной, наследование осуществляется по женской линии. Семьи проживают матрилокально, то есть муж живёт в семье жены. Даже само предложение о браке и соответствующий обряд сватовства осуществляется со стороны невесты. Данные о народе минангкабау позволяют сделать вывод о том, что предположения о примитивности матриархальных обществ не верны, так как этот народ является одним из наиболее развитых в регионе.

Керинчи - народ в Индонезии, остров Суматра. Численность около 180 тыс. чел. Матрилинейная организация родов. Семьи проживают матрилокально, матрилинейное наследование.

Мамак - народ в Индонезии, остров Суматра. Матрилинейная организация родов, вождь — мужчина. Семьи проживают матрилокально.

Горонтало — народ в Индонезии, остров Сулавеси. Около 500 тыс. чел. Семьи проживают матрилокально и неолокально.

Даяки — аборигены острова Калимантан. Общая численность около 3 млн. чел. Пример равноправия: семьи проживают и матри- и патрилокально, имущество делится между детьми вне зависимости от пола.

Аборигены Тайваня. Общая численность около 407 тыс. чел. В древности матриархат. Сохранили черты матриархата — возглавляют род зачастую избираемые женщины-старейшины. Наследование матрилинейное, семьи проживают матрилокально.

Ами — наиболее многочисленная народность тайваньских аборигенов — около 168 тыс. чел.. Матриархат.

Сирая — народность тайваньских аборигенов. Матриархат.

Тетумы — народ острова Восточный Тимор в Индонезии. Матрилинейный счёт родства.

Источник.


Tags: острова, пережитки матриархата
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments