Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Следы матриархата в Азии.

Многие традиционные общества Азии до сих пор сохраняют следы былого матриуклада.

Малаяли — народ в Индии, штат Керала, более 35 млн. чел. До середины XX века (на данный момент произошли изменения в сторону патриархата) основа семьи — материнский род, семьи проживают матрилокально, счёт родства — матрилинейный, распространена полиандрия.

Ранатхари — народ, проживающий в Индии и Непале. Сохранился матриархат.

Кхаси — народ в Индии, штат Мегхалая, около 1 млн. чел. Материнский род. Передача имени и имущества по женской линии, семьи проживают матрилокально. Там же проживает народ гаро, также сохранивший матриархальный уклад.

Народ наси, проживающий в провинциях Китая Юньнань и Сычуань. Также вплоть до наших дней у народа наси действующий матриархат, который выражается в передаче имущества по женской линии. У народа мосо, также принадлежащего наси, во главе рода стоит женщина-матриарх, существует традиция «приходящих мужей». В лексиконе мосо отсустствуют слова «отец» и «муж», но наряду с этим нет и слов «убийство», «насилие», «грабеж», что говорит об отсутствии или редкости таких явлений. Таким образом, несмотря на заниженную роль отцовства, организация общества мосо демонстрирует эффективность в отношении проявления агрессии и воинственности. Хотя традиции и устройство общества мосо опровергают версию о бесправном и угнетённом положении мужчин. Во-первых, мужчины играют в обществе мосо уважаемую роль «хранителей народа», наставников-воспитателей детей. Во-вторых, сама версия о возможности угнетения мужчин представляется довольно абсурдной — в патриархальных обществах фактами бесправного положения женщин могут быть не только отсутствие избирательного права или невозможность выбора мужа при узаконенной полигамии. Важным, и часто умалчиваемым аспектом, является применение насилия по отношению к женщинам. В то же время таких фактов по отношению к мужчинам в матриархальных обществах нет, да и быть не может в силу физического превосходства мужчины над женщиной. Поэтому положение мужчины в матриархальном обществе может регулироваться исключительно с учётом его волеизъявления.

В легендах мосо сказано, что они пришли с севера, как полагают исследователи, с Тибета. Действительно, у некоторых народов Тибета, также до сих пор сохранились матриархальные традиции, в частности многомужество (полиандрия). Если рассматривать данные по Шумеру, амазонкам Ливии, для матриархальной культуры было характерно «селекционирование» потомства, и решалась эта задача в частности отбором «пришлых мужей». Многомужество в корне противоречит этому принципу, поэтому полиандрия, распространенная также у северных жителей алеутов и эскимосов,10 некоторых народов южной Индии, вероятнее всего, указывает на искажение более древней культуры.

В той же провинции Юньнань проживает и народ Лы, сохранивший в ряде случаев матрилинейность.


Юан — народ, проживающий в Таиланде и Лаосе. Счёт родства ведётся и по женской, и по мужской линиям. Наследует младшая дочь с мужем. Семьи проживают матрилокально и неолокально.

Зярай — народность Вьетнама. Развиты матрилинейные роды.

Мнонги — народ Вьетнама. Заключаются как патрилокальные, так и матрилокальные браки. Счёт родства дочерей ведётся по материнской линии, сыновей - по отцовской.

Раглай — народ Вьетнама. Матрилинейный счёт родства.

Теро — народ Вьетнама. Семьи проживают матрилокально, затем неолокально. Наследование по женской линии.

Тямы (чамы) — народ, проживающий во Вьетнаме, Камбодже и Таиланде. Общая численность около 500 тыс. чел. Западные тямы в противовес восточным сохраняют матриархат. Главной в роду считается бабушка, родство считается по матери, наследство передаётся по женской линии, невеста выбирает жениха.

Чуру — народ Вьетнама. Матрилинейная организация родов. Семьи проживают матрилокально.

Эде — народ Вьетнама, около 230 тыс. чел. Сохранилась матрилинейная организация родов.

Коми и удмурты - Остатки матриархата наблюдались ещё в XIX веке: роды носили имена женщин - основательниц рода. Матрилинейный счёт родства. Впрочем, ряд авторов указывает на наличие матриархата в прошлом у всех финно-угорских народов.

Коряки (кереки) — коренное население полуострова Камчатка. В прошлом — основа общества — большая материнская семья.

Эскимосы — народ, составляющий коренное население от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски и восточного края Чукотки. Общая численность около 170 тыс. чел. Матриархат. Счёт родства предпочтителен по материнской линии. Материнский род. Семьи проживают матрилокально.

Юкагиры — коренное население Восточной Сибири. Вплоть до прихода тунгусов сохранялись материнско-родовая община, семьи, соответственно, проживали матрилокально, счёт родства по материнской, свобода девушек вплоть до замужества.

Алеуты — проживают на Командорских островах, в Камчатском крае. Вплоть до прихода русских у алеутов был матриархат, остатки которого сохранились и по сей день.

Матриархальные отношения были характерны для всех народов Крайнего Севера. Их остатки видны в большей или меньшей мере в зависимости от степени сохранения древних легенд и обычаев. К примеру, у чукчей, камчадалов и юкагиров в шаманизме встречается ритуал «превращения в женщину». Аналогичные ритуалы встречаются и в Индонезии, и в Южной Америке. Но это лишь остатки утраченной религиозной концепции, ведь у этрусков превращение в женщину было частью сложного философски осмысленного ритуала.

Казахстан — смена матриархата на патриархат датируется обычно IV веком до н.э. Среднеазиатские племена, массагеты и саки долго сохраняли различные элементы матриархата. Женщины играли важную роль в жизни этих народов, воевали. Были примеры и женщин, возглавляющих войска — Зарина и Томирис (Тамара). В Казахстане обнаружены многочисленные захоронения женщин-воинов, предания о которых сохранились до сих пор, также как и матриуклад в некоторых областях.

В эпосе народа каракалпаков, проживающих на территории Узбекистана и Казахстана, сохранилась поэма «Карк кыз» - «Сорок девушек», повествующая об амазонках, проживающих на острове, которые в трудный для родины час становятся на её защиту. Но такие эпосы не возникают на пустом месте, и, действительно, вплоть до 20 века у каракалпаков сохранялись остатки матриархального уклада.

Буряты — народ в РФ, Монголии и Китае. Эпосы бурятов позволяют говорить о наличии в прошлом матриархального устройства, поскольку основная главенствующая роль принадлежит женщине-старейшине Манзан-Гурмэ. Наряду с мужчинами воинами присутствуют и женщины-богатырки, и могущественные враги-женщины мангадхайки.

Башкиры — коренной народ Южного Урала и Приуралья. Во время войны с царской Россией башкирские женщины были в первых рядах воинов. В ходе башкирской войны 1735-1740 гг., были взяты в плен с оружием в руках Шара Касимова, Фатима Биктимирова, Ятбиха и Рабакат Бикбаевы. Остатки матриархального уклада сохранялись у башкиров, даже несмотря на влияние мусульманства — девушки выбирали себе мужей, никогда не носили паранджи.

Народы Северного Кавказа — адыги, балкарцы, ингуши, кабардинцы, карачаевцы, осетины, черкесы, чеченцы и др. В нартском эпосе, распространённом у народов Северного Кавказа, прослеживаются явные черты матривлияния. Это и материнская родовая община, и женщины-богатырки, и «мать нартов» Шатана. Смена матриархального уклада на патриархальный произошла, по всей видимости, в период мусульманского завоевания Северного Кавказа. Хотя, как указывает Марет Цароева, почитание женщин и Богини-матери у вайнахов сохранялось вплоть до 19 века. В. А. Кузнецов подчёркивает несомненную связь матриархального мотива нартского эпоса с савромато-сарматским матриархатом.

Курды — иранский народ. Этнографическая область — Курдистан, заселённая в основном курдами, поделённая на данный момент между Турцией, Сирией, Ираном и Ираком. Общая численность около 25 млн. чел. Курдская женщина по сравнению с другими женщинами Востока пользуется большей свободой и независимостью, большим уважением мужчин. В истории известны курдские женщины-воины. Этнически к курдам относятся и езиды — народ, проживающий на севере Ирака. Общая численность около 3 млн. чел. У езидов Ирака до сих пор сохраняются остатки матриархата — так уважаемыми в обществе являются женщины-старейшины. Проживающие в Мордовии езиды сохранили древний уклад — роды возглавляются женщинами-старейшинами, и это подтверждает мнение о бытовавшем ранее матриукладе у всех курдов.

Источник.

Островные народы – носители МАТРИвлияния

На острове Суматра (Суматера), который располагается в Индонезии практически на экваторе, и близлежащих островах до наших дней проживает народ минангкабау. Общая численность более 6 млн. чел. Общественное устройство — матриархат. Род возглавляется женщиной, наследование осуществляется по женской линии. Семьи проживают матрилокально, то есть муж живёт в семье жены. Даже само предложение о браке и соответствующий обряд сватовства осуществляется со стороны невесты. Данные о народе минангкабау позволяют сделать вывод о том, что предположения о примитивности матриархальных обществ не верны, так как этот народ является одним из наиболее развитых в регионе.

Керинчи - народ в Индонезии, остров Суматра. Численность около 180 тыс. чел. Матрилинейная организация родов. Семьи проживают матрилокально, матрилинейное наследование.

Мамак - народ в Индонезии, остров Суматра. Матрилинейная организация родов, вождь — мужчина. Семьи проживают матрилокально.

Горонтало — народ в Индонезии, остров Сулавеси. Около 500 тыс. чел. Семьи проживают матрилокально и неолокально.

Даяки — аборигены острова Калимантан. Общая численность около 3 млн. чел. Пример равноправия: семьи проживают и матри- и патрилокально, имущество делится между детьми вне зависимости от пола.

Аборигены Тайваня. Общая численность около 407 тыс. чел. В древности матриархат. Сохранили черты матриархата — возглавляют род зачастую избираемые женщины-старейшины. Наследование матрилинейное, семьи проживают матрилокально.

Ами — наиболее многочисленная народность тайваньских аборигенов — около 168 тыс. чел.. Матриархат.

Сирая — народность тайваньских аборигенов. Матриархат.

Тетумы — народ острова Восточный Тимор в Индонезии. Матрилинейный счёт родства.

Источник.


Tags: острова, пережитки матриархата
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments