Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О "матриархальном" браке Ильи нашего Муромца.

Довольно любопытную статью - "Сына Ильи Муромца родила ордынская богатырша" - выложил Ироничный Собеседник.

"Былина, посвящённая бою Ильи Муромца с собственным сыном, не так широко известна, как другие эпосы, посвящённые русским богатырям, но является весьма благодатным полем для исследования. В середине XX века её изучению была посвящена научная работа, которая вскрыла неизвестные ранее смыслы этого произведения и пролила свет на некоторые аспекты семейных отношений того времени.

Былина была написана примерно на полтора-два века позже основных сказаний о богатыре Илье Муромце, приблизительно в XIV веке. И появление её было обусловлено рядом явлений в элите русского общества, которые нужно было обозначить и подвести под ними жирную черту, которую символизирует смерть сына Ильи.


mosika_901_00001
Соколик, сын Ильи Муромца в ордынском лагере.

Интересно, что исследования на эту тему филолог и этнограф София Александровна Авижанская вела в 1943-1945 годах - во второй половине войны. Она доказала, что сходство сюжетов с некоторыми восточными эпосами, где также повествуется о поединке отца с сыном, связан не с заимствованием, а с гораздо более глубокими корнями - окончательным падением эпохи матриархата в обществе раннего и среднего средневековья. Слом этот шёл во многих государствах, в том числе на Руси.

Бой Ильи Муромца - старого воина - с молодым и ярым Соколиком - это не просто схватка двух богатырей. В ходе поединка Илья одерживает верх и расспрашивая поверженного противника выясняет, что он - его сын.

Соколик- сын поленицы-ордынки Златогорки одноглазой (
прим: поленица- женщина-богатырь в русских сказках, былинах), с которой когда-то Илья сошёлся в поединке, но победы не одержал, как, впрочем, и она над ним. В результате между ними зародились отношения и на свет и появился тот самый Соколик. То есть это был так называемый матриархальный брак, когда отношения происходили на территории женщины и ребёнок оставался и воспитывался в роду женщины.

Былина "Бой Ильи Муромца с сыном" была идеологической средневековой пропагандой чистой воды. Во-первых она характеризовала матриархальную модель семьи как слабую и неверную, а во-вторых показывала исход, который ждёт изменника иль перебежчика на ордынскую сторону, в-третьих - подчёркивала силу единой власти, которую в эпосе символизирует Илья Муромец, как княжий ставленник.

А вы говорите первый канал... Эх, всё старо, как мир."

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

От себя добавлю ещё пару строк.

Да, соцреализм в бывшем СССР носил исключительно пропагандистский характер. "Отсебятина" художника, писателя или историка, мягко говоря, не приветствовалась. Надо было проникнуться замыслом Творца (по имени Иосиф Джугашвили), и писать, и творить в "струе" этого замысла. Это и называлось "соцреализмом". А всё, что не совпадало с этим замыслом или, упаси Бог, было противно этому замыслу, объявлялось "искажением" соцреализма и нещадно уничтожалось.

В этом отношении, София Александровна Авижанская, безусловно, попала в самую "струю", занявшись исследованием отношений между Ильёй Муромцем и его сыном именно в 1942 - 1945 годах. 

Tags: брак, былины, поляницы
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments