Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О духовном строе неолита.

"Распространение неолитического земледелия, начавшееся на Ближнем Востоке ок. 8000 г., приобретает [в Европе] характер необратимого процесса", - говорит Мирча Элиаде.

Распространение земледелия в Европе
Распространение земледелия в Европе.

europe-diffusion-farming
Распространение земледелия в Европе.

"Некоторые из недавних открытий блестяще подтвердили оригинальность архаических культур Юго-Восточной Европы, т.е. того комплекса, который Мария Гимбутас называет «староевропейской цивилизацией». Действительно, цивилизации, включающие в себя культуру пшеницы и ячменя и одомашнивание овцы, крупного скота и свиньи, появляются одновременно, где-то ок. 7000 г. или незадолго до этого, на берегах Греции и Италии, на Крите, в южной Анатолии, в Сирии и Палестине и в странах Плодородного Полумесяца.

Основные поселения Греции раннего и среднего неолита (ок. 6500—5500 гг. до н.э.)

Причём данные радиоуглеродного анализа не позволяют утверждать, что этот культурный комплекс появился в Греции позднее, чем в странах Плодородного Полумесяца, в Сирии, Киликии или Палестине. Нам также неведомо, что именно сыграло роль «начального импульса» для этой культуры. Во всяком случае, археологических данных о притоке иммигрантов из Малой Азии, которые завезли бы в Европу культивированные растения и домашних животных, у нас нет."

Мирча Элиаде, безусловно, культуролог маститый, но я позволю себе не согласиться с уважаемым мэтром. Во-первых, сама М. Гимбутас говорит о том, что в Vll тыс. до н. э. "грацильные средиземноморцы продолжали продвигаться на север до тех пор, пока не достигли района Железных Ворот, то есть долины Дуная в Северной Югославии и в Южной Румынии". Во-вторых, исследователи из Уппсальского университета и Стэнфордского университета, проанализировав ДНК человеческих останков эпохи неолита и бронзового века, показали, что самый большой вклад в европейский генофонд внесли две массовые миграции: ранне-неолитическая миграция земледельцев из Анатолии, начавшееся около 9 тысяч лет назад, и миграция кочевников из понтийско-каспийской степи в конце неолита и начале бронзового века, около 5 тысяч лет назад.

миграции
Схематическое изображение волн миграций из Анатолии и понтийско-каспийской степи. Вклад мужской ДНК изображён синим цветом, вклад женской — красным.

"Каким бы ни было её происхождение, - пишет далее М. Элиаде, - «архаическая европейская цивилизация» развивалась в оригинальном направлении, отличающем её как от культур Ближнего Востока, так и от культур Европы Центральной и Северной. Где-то между 6500 и 5300 гг. на Балканском полуострове и в центральной Анатолии произошёл мощный культурный подъём."

Затем М. Элиаде говорит: "Нет смысла перечислять все неолитические находки, допускающие религиозную интерпретацию".

Ну, положим, все неолитические находки не надо перечислять, но почему бы не упомянуть наиболее часто встречающиеся? Например, в культуре Кукутени-Триполье

Богиня на троне .

или в культуре Винча?

Женская фигурка с украшениями и костюмом. Из Лудуса, Сербии, Культуры Дубовац. Терракота (15-й год до н. э.)

Судя по этим артефактам, религия «архаической европейской цивилизации» имела явно матриархальный "уклон"; очевидно, и староевропейское общество развивалось под тем же "уклоном". Однако, Мирча Элиаде не желает говорить об этом. Он напускает тумана и обходит тему "Старой Европы" стороной.

"... Но хотя духовное здание неолита и недоступно нам в его целостности, отдельные его фрагменты сохранились в традициях крестьянских обществ. Древность почитания «священных мест» и некоторых аграрных и похоронных ритуалов уже не требует доказательств. В Египте XX века ритуальные снопы обвязываются точно так же, как на древних памятниках, которые в свою очередь воспроизводят обычай, унаследованный от доисторических времён. В Аравии Петрее последний сноп закапывается в землю под именем «Старика», т.е. под тем же именем, которое он носил в Египте фараонов. Пшеничное варево, подаваемое на похоронах и поминках в Румынии и на Балканах, называется «колива». Это название (kollyvà) и соответствующее подношение зафиксировано в Древней Греции, но обычай, очевидным образом, гораздо старше (считается, что именно его следы обнаружены в погребениях Дипилона). Леопольд Шмидт показал, что некоторые мифо-ритуальные сценарии, всё ещё бытовавшие у крестьян Центральной и Юго-Восточной Европы в начале XX века, сохраняют фрагменты мифов и ритуалов, существовавших в древней, догомеровской Греции. Нет нужды продолжать. Подчеркнём лишь, что подобные обычаи держались в течение четырёх-пяти тысяч лет, из которых последние тысячу-полторы под неусыпным оком двух монотеистических религий, известных своей мощью, — христианства и ислама".

Здесь Мирча Элиаде очень сильно напоминает Рене Генона, о котором я писал в "Примордиальной традиции" Генона - без году неделя. Как верно заметил А. Л. Антипенко, "решительно вся доступная нам на данный момент историческая информация свидетельствует о том, что по крайней мере до III тысячелетия до н. э. именно «мифология богини» была определяющим фактором человеческой цивилизации". А Мирча Элиаде прикидывается дурачком и говорит, что "духовное здание неолита нам недоступно". Очевидно, духовное здание неолита не соответствует тому, каким бы его хотел видеть М. Элиаде, и потому он его не желает рассматривать.

ZySt01A4kjs

Tags: Старая Европа
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments