Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О духовном строе неолита.

"Распространение неолитического земледелия, начавшееся на Ближнем Востоке ок. 8000 г., приобретает [в Европе] характер необратимого процесса", - говорит Мирча Элиаде.

Распространение земледелия в Европе
Распространение земледелия в Европе.

europe-diffusion-farming
Распространение земледелия в Европе.

"Некоторые из недавних открытий блестяще подтвердили оригинальность архаических культур Юго-Восточной Европы, т.е. того комплекса, который Мария Гимбутас называет «староевропейской цивилизацией». Действительно, цивилизации, включающие в себя культуру пшеницы и ячменя и одомашнивание овцы, крупного скота и свиньи, появляются одновременно, где-то ок. 7000 г. или незадолго до этого, на берегах Греции и Италии, на Крите, в южной Анатолии, в Сирии и Палестине и в странах Плодородного Полумесяца.

Основные поселения Греции раннего и среднего неолита (ок. 6500—5500 гг. до н.э.)

Причём данные радиоуглеродного анализа не позволяют утверждать, что этот культурный комплекс появился в Греции позднее, чем в странах Плодородного Полумесяца, в Сирии, Киликии или Палестине. Нам также неведомо, что именно сыграло роль «начального импульса» для этой культуры. Во всяком случае, археологических данных о притоке иммигрантов из Малой Азии, которые завезли бы в Европу культивированные растения и домашних животных, у нас нет."

Мирча Элиаде, безусловно, культуролог маститый, но я позволю себе не согласиться с уважаемым мэтром. Во-первых, сама М. Гимбутас говорит о том, что в Vll тыс. до н. э. "грацильные средиземноморцы продолжали продвигаться на север до тех пор, пока не достигли района Железных Ворот, то есть долины Дуная в Северной Югославии и в Южной Румынии". Во-вторых, исследователи из Уппсальского университета и Стэнфордского университета, проанализировав ДНК человеческих останков эпохи неолита и бронзового века, показали, что самый большой вклад в европейский генофонд внесли две массовые миграции: ранне-неолитическая миграция земледельцев из Анатолии, начавшееся около 9 тысяч лет назад, и миграция кочевников из понтийско-каспийской степи в конце неолита и начале бронзового века, около 5 тысяч лет назад.

миграции
Схематическое изображение волн миграций из Анатолии и понтийско-каспийской степи. Вклад мужской ДНК изображён синим цветом, вклад женской — красным.

"Каким бы ни было её происхождение, - пишет далее М. Элиаде, - «архаическая европейская цивилизация» развивалась в оригинальном направлении, отличающем её как от культур Ближнего Востока, так и от культур Европы Центральной и Северной. Где-то между 6500 и 5300 гг. на Балканском полуострове и в центральной Анатолии произошёл мощный культурный подъём."

Затем М. Элиаде говорит: "Нет смысла перечислять все неолитические находки, допускающие религиозную интерпретацию".

Ну, положим, все неолитические находки не надо перечислять, но почему бы не упомянуть наиболее часто встречающиеся? Например, в культуре Кукутени-Триполье

Богиня на троне .

или в культуре Винча?

Женская фигурка с украшениями и костюмом. Из Лудуса, Сербии, Культуры Дубовац. Терракота (15-й год до н. э.)

Судя по этим артефактам, религия «архаической европейской цивилизации» имела явно матриархальный "уклон"; очевидно, и староевропейское общество развивалось под тем же "уклоном". Однако, Мирча Элиаде не желает говорить об этом. Он напускает тумана и обходит тему "Старой Европы" стороной.

"... Но хотя духовное здание неолита и недоступно нам в его целостности, отдельные его фрагменты сохранились в традициях крестьянских обществ. Древность почитания «священных мест» и некоторых аграрных и похоронных ритуалов уже не требует доказательств. В Египте XX века ритуальные снопы обвязываются точно так же, как на древних памятниках, которые в свою очередь воспроизводят обычай, унаследованный от доисторических времён. В Аравии Петрее последний сноп закапывается в землю под именем «Старика», т.е. под тем же именем, которое он носил в Египте фараонов. Пшеничное варево, подаваемое на похоронах и поминках в Румынии и на Балканах, называется «колива». Это название (kollyvà) и соответствующее подношение зафиксировано в Древней Греции, но обычай, очевидным образом, гораздо старше (считается, что именно его следы обнаружены в погребениях Дипилона). Леопольд Шмидт показал, что некоторые мифо-ритуальные сценарии, всё ещё бытовавшие у крестьян Центральной и Юго-Восточной Европы в начале XX века, сохраняют фрагменты мифов и ритуалов, существовавших в древней, догомеровской Греции. Нет нужды продолжать. Подчеркнём лишь, что подобные обычаи держались в течение четырёх-пяти тысяч лет, из которых последние тысячу-полторы под неусыпным оком двух монотеистических религий, известных своей мощью, — христианства и ислама".

Здесь Мирча Элиаде очень сильно напоминает Рене Генона, о котором я писал в "Примордиальной традиции" Генона - без году неделя. Как верно заметил А. Л. Антипенко, "решительно вся доступная нам на данный момент историческая информация свидетельствует о том, что по крайней мере до III тысячелетия до н. э. именно «мифология богини» была определяющим фактором человеческой цивилизации". А Мирча Элиаде прикидывается дурачком и говорит, что "духовное здание неолита нам недоступно". Очевидно, духовное здание неолита не соответствует тому, каким бы его хотел видеть М. Элиаде, и потому он его не желает рассматривать.

ZySt01A4kjs

Tags: Старая Европа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments