Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О религии Месопотамии. Думузи-Таммуз и Инанна-Иштар.

Мирча Элиаде говорит, что "до сих пор не найдено ещё ни одного собственно космогонического текста, однако некоторые намёки позволяют реконструировать решающие моменты творения, каким его представляли себе шумеры. Богиня Намму (чьё имя передаётся пиктограммой, обозначающей «Первоматерь») считается «породившей Небо и Землю» и «прародительницей всех богов». Тема Изначальных Вод, воображаемых как целое, одновременно космическое и божественное, характерна для архаических космологий. И в нашем случае тоже водная стихия отождествляется с Первоматерью, порождающей путём партеногенеза первую пару сущностей — Небо (Ан) и Землю (Ки) — воплощение мужского и женского начал. Эта первая пара связана, вплоть до слияния в иерогамии. От их союза происходит Энлиль, бог воздуха. Из другого фрагмента мы узнаём, что этот последний разъединил своих родителей: бог Ан поднимает небо вверх, а Энлиль забирает с собой свою мать, Землю."

"Известно, по меньшей мере, четыре шумерских текста, объясняющих происхождение человека. Они настолько различны, что приходится предположить множественность традиций. Один миф рассказывает, что первые человеческие существа выросли из земли, как растения. По другой версии, человека сделали из глины некие божественные мастера, затем богиня Намму слепила ему сердце, а Энки дал жизнь. Есть тексты, которые называют в качестве творца человеческих существ богиню Аруру. И, наконец, по четвёртой версии человек был сделан из крови двух богов Лахму, принесённых с этой целью в жертву. Последняя тема была позже заимствована вавилонянами и получила новое толкование в их знаменитой космогонической поэме «Энума элиш»."

В принципе, подобная "а-догматичность" присуща и древнеегипетской, и древнегреческой религии. Многие мифологические сюжеты "ветвятся" как живое растение; одни версии мифа говорят так, другие - эдак; а как было "на самом деле" - никто не знает; одни "ереси" и никакой "истины"!

"Триада планетарных богов состояла из Нанны-Син (Луна), Уту (Солнце) и Инанны, богини звезды Венеры и любви.

Богиня Инанна со звездой

Божества Луны и Солнца окажутся в зените своего могущества в вавилонскую эпоху. Что же касается Инанны, соответствующей аккадской Иштар, а позднее Астарте, то ей предстояло обладать культовой и мифологической «актуальностью», недостижимой ни для какой другой богини Ближнего Востока. В своём апогее она была одновременно богиней и любви, и войны, простирая свою власть и на жизнь, и на смерть.

Иштар

Подчёркивая полноту её могущества, её представляли гермафродитом (Ishtar barbatä). Личность её была полностью очерчена уже в шумерскую эпоху, и главный миф о ней был одним из наиболее значительных творений древнего мира. Он открывается любовной историей: Инанна, богиня-хранительница Эреха, вступает в брак с пастухом Думузи, который становится таким образом властителем города. Инанна во весь голос выражает свою страсть и своё счастье: «Я живу в радости!.. Мой Господин достоин священного жезла!». И в то же время она торопит свершение трагической судьбы, предназначенной её мужу: «О мой любимый, муж сердца моего... я вовлекла тебя в гибельное желание... ты коснулся своими губами моих, ты прижал лицо к моим губам, и потому тебе суждена роковая доля».

судьба

Эта «роковая доля» была решена в день, когда честолюбивая Инанна решила спуститься в ад, чтобы забрать власть у своей старшей сестры Эрешкигаль. Будучи госпожой «Великого Верхнего Царства», она претендует на то, чтобы править и «Нижним Миром». Ей удаётся проникнуть во дворец Эрешкигаль, но по мере того, как она миновала Семь Дверей, привратник снимал с неё платья и украшения. Инанна является перед сестрой совершенно нагой — т.е. лишённая всей своей «силы». Эрешкигаль устремляет на неё «взгляд смерти», и тело её застывает. По истечение трёх дней её преданный друг Ниншубура, следуя наставлениям, которые Инанна ему дала перед уходом, сообщает о случившемся богам Энлилю и Нанне-Син, но они отказываются вмешиваться, ведь проникнув в Страну Мёртвых — страну, которой правят нерушимые законы, — Инанна «вздумала заняться запретными делами». Тем не менее Энлиль находит решение: он сотворяет двух посыльных и отправляет их в ад, снабжая «пищей жизни» и «живой водой». Прибегнув к хитрости, они оживляют «труп, который висел на гвозде», и Инанна уже готова выйти, как вдруг Семь Судей Ада (Ануннаки) останавливают её, говоря: «Где это слыхано, чтобы сошедший в ад поднялся обратно без ущерба? Если Инанна хочет подняться из ада, пусть предоставит замену!».

Инанна возвращается на землю в сопровождении отряда демонов, галла; они должны вернуть её назад, если она не отдаст им другого божественного существа. Сначала демоны хотели схватить Нишубуру, но Инанна их останавливает. Потом все они направляются к городам Умма и Бад-Тибира. Городские боги-покровители в ужасе ползают в пыли у ног Инанны, и богиня, смилостившись, решает поискать замену себе в другом месте. Наконец, они являются в Эрех. К своему удивлению и негодованию Инанна обнаруживает, что Думузи, вместо того, чтобы проливать слёзы, сидит на своём троне в богатых одеждах, судя по всему, довольный тем, что стал единственным хозяином города. «Она вперила в него взгляд — взгляд смерти! Она произнесла слово — слово отчаяния! Она вскричала — криком проклятия! "Вот этот (говорит она демонам), уведите его!"».


Думузи умоляет своего шурина, бога-солнце Уту, превратить его в змея и бежит в жилище своей сестры Гештинанны, а затем в свою овчарню. Там его хватают демоны, подвергают пыткам и уносят в ад. Эпилог остаётся неизвестным из-за пробела в тексте. «По всей видимости, слёзы Думузи разжалобили Эрешкигаль, и она облегчила его печальную судьбу, решив, что он будет проводить в Нижнем Мире только полгода, а на другие полгода его заменит сестра Гештинанна»".

Чуть раньше, в предыдущем параграфе, Мирча Элиаде пишет о том, что, "изучая мифы других культур, где речь идёт о грядущем потопе, можно заметить, что главные его причины кроются одновременно в человеческих грехах и в одряхлении мира. Само существование Космоса — тот факт, что он живёт и производит — приводит к тому, что он постепенно деградирует и окончательно разрушается. По этой причине он должен быть сотворён вновь". В этом ключе М. Элиаде трактует и культ Таммуза, распространённый в древности на всём Ближнем Востоке. "Цари Шумера, а затем и аккадские, воплощают Думузи в иерогамии с Инанной, что в какой-то мере подразумевает принятие ритуальной «смерти» царя. В таком случае приходится предположить за историей, излагаемой в шумерском тексте, некое «таинство», которое Инанна учредила с целью обеспечить вселенский цикл плодородия." "Цари, которые воплощали Думузи и таким образом разделяли его судьбу, ежегодно праздновали возрождение мира. Но чтобы возродиться вновь, мир должен быть уничтожен; докосмогонический хаос также предполагал ритуальную смерть царя, его спуск в преисподнюю."

Кстати, о вавилонском ритуале "священного брака" царя и верховной жрицы можно почитать в Культура Вавилона (5) и Культура Вавилона (6).

Главное в этом ритуале то, что царь становится легитимным правителем лишь после "священного брака" со жрицей, по образу и подобию юного пастушка Думузи, который становится властителем города, вступив в брак с Инанной.

Это ещё одно свидетельство, в череде иных свидетельств, которые мы уже приводили в данном сообществе, показывающее и доказывающее, что наследование собственности в архаичных обществах происходило по женской линии, а мужчины "причащались" накопленным богатствам и связанным с ними властным полномочиям лишь в результате брака с наследницами.

Tags: Астарта, св. брак, царь, шумеры
Subscribe

  • Мой царь.

    У кого-то может сложиться ложное впечатление о том, будто ltraditionalist "катит бочку" на царей. Отнюдь. Вот пример царя,…

  • Роль женщин в мире древних майя.

    Первоначально в Мезоамерике возник ряд похожих друг на друга матриархальных культов, со временем ставших фундаментом для формирования пантеона богов,…

  • Не "цари", а деревенские "кулаки".

    "Традиция, зафиксированная Ливием, утверждает, что Рим в 753 г. до н. э. основал Ромул, потомок троянского Энея, сам — сын богини…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments