Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Вселенная - "труп" богини Тиамат?

В «Энума элиш» рассказ о начале мира начинается с первоначального образа нерасчленённого водного целого, из которого выделяется первая пара, Апсу и Тиамат. Тиамат одновременно — и женщина, и существо двуполое. Как андрогин, она совокупляется сама с собой порождает другие божественные пары [1]. О второй из них, Лахму и Лахаму, практически ничего неизвестно. Что же касается третьей пары, Аншар и Кишар, их имена на шумерском означают «совокупность высших элементов» и «совокупность низших элементов».

Проходит время («тянутся дни, множатся года»). Из иерогамии этих двух взаимодополняющих «совокупностей» рождается бог Неба Ану, который, в свою очередь, порождает Нудиммуда (= Эйя, Эа). Своими играми и криками молодые боги тревожат покой Апсу. Последний жалуется Тиамат: «Их поведение невыносимо. Я не могу ни отдохнуть днём, ни спать ночью. Я хочу их уничтожить, чтобы положить конец их возне. И да воцарится у нас тишина, чтобы мы могли (наконец) поспать!» (I, 37-39). В этих строках можно прочесть ностальгию «материи» (т.е. формы бытия, соответствующей инерционности и бесчувствию субстанции) по первоначальному покою, сопротивление всякому движению как первичное условие космогонии. Тиамат «с бранью набросилась на супруга. Она испустила вопль боли и страдания [...]: "Что такое! Мы сами разрушим то, что сотворили?! Конечно, их поведение безобразно, но надо быть терпеливыми и мягкими!"» (I, 41-46). Однако Апсу уговорам не поддавался.

Когда молодые боги узнали о решении своего прародителя, «они застыли в безмолвии» (I, 58). Но «всезнающий Эйя» опередил события. С помощью магических заклинаний он погружает Апсу в глубокий сон, забирает у него и «надевает на себя его сияние» и, предварительно связав, убивает. Эйя становится таким образом богом вод, которые он называет с этих пор апсу. В самой глубине апсу, «в палатах судеб, в святилище первообразов» (I, 79) его супруга Дамкина рождает Мардука. В тексте превозносится грандиозное великолепие, мудрость и всемогущество бога, рождённого последним. И тогда Ану снова восстаёт на старших. Он вызвал четыре ветра «и поднял волны, чтобы обеспокоить Тиамат» (1, 108). Боги, лишившись отдыха, обращаются к матери: «Когда убивали Апсу, супруга твоего, ты, вместо того, чтобы защитить его, осталась в стороне, ни слова не сказала» (I, 113-114).

На этот раз Тиамат решила действовать. Она создала чудовищ, змей, «огромного льва», «яростных демонов» и других — «обладателей беспощадного оружия, бесстрашных воинов» (114). И «между своих перворождённых богов [...] она возвеличила Кингу» (147 и сл.). Тиамат прикрепила к груди Кингу таблицы Судеб и возложила на него верховную власть (155 и сл.). Наблюдая эти приготовления, молодые боги струсили. Ни Ану, ни Эйя не осмеливаются бросить вызов Кингу. И только Мардук принимает бой, но лишь при условии, что верховная власть отходит ему. Боги поспешно соглашаются. Исход битвы между двумя войсками решается поединком Тиамат и Мардука.

Мардук и Тиамат

«Как только Тиамат открыла пасть, чтобы его проглотить» (IV, 97), Мардук метнул четыре бешеных ветра, которые «надули её тело. Она так и осталась с раздутым животом и разинутым ртом. Тогда он выпустил стрелу, которая проткнула ей живот, разорвала внутренности и пронзила сердце. Так победив её, он отнял у неё жизнь, бросил труп на землю и встал на него» (IV, 100-104). Сторонники Тиамат попытались спастись бегством, но Мардук их «связал и поломал их оружие» (111); потом он заковал Кингу в цепи, сорвал с него таблицу Судеб и прикрепил её на грудь себе (120 и сл.). Под конец он вернулся к Тиамат, рассёк её череп и разъял труп на две части, «как раковину» (137); одна половина стала небесным сводом, другая землёй.

Иными словами, небо и землю Мардук создаёт из останков Тиамат. Таким образом, Космос обладает двойной природой: амбивалентный, если не просто демонический, «материал», и божественная, приданная ему Мардуком, «форма».

Причём, сама эта "форма" появляется лишь вследствие гибели и разложения духа. Живой дух не имеет никаких форм. Формы появляются у пассивной, инертной, "бездушной" материи.

mosika_901_00001

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] М. Элиаде проводит параллель с древнеегипетской мифологией: "В соответствии с солнечной теологией Гелиополя, города, расположенного в верховье дельты, бог Ра-Атум-Хепри создал первую божественную чету — Шу (Атмосферу) и Тефнут, которые стали родителями бога Геба (Земля) и богини Нут (Небо). Демиург осуществил акт творения, мастурбируя или выплюнув слюну. Эти выражения простодушно грубы, но их значение ясно: божества рождаются из самого вещества верховного бога".

Правда, Атум в той же мере "бог", что и "богиня". Древнеегипетские жрецы называли это божество "великий он-она".

Tags: космология
Subscribe

  • "Рогатые" дома матриархата.

    "Популярная среди минангкабау легенда возводит происхождение названия этого четвёртого по численности народа Индонезии к двум словам:…

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • Африканская таврокатапсия?

    Изображение древнего буйвола на скалах в районе Южного Орана (Алжир). Эпоха неолита. Это изображение напомнило мне о крито-минойских играх с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments