Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

"Восток - дело тонкое".

В продолжение записи "Пифосы лепили женщины".

"В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий ещё от пережитков матриархата. Даже прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя. На человека, нарушившему это табу, налагался штраф в виде угощения для шести человек из данного дома.

балхарская керамика 2

Подготовка глины, то есть очистка её от воздуха и примесей - достаточно трудоёмкий процесс, но от её тщательности зависит качество будущей посуды. После очистки глину заливают водой и оставляют на несколько дней в защищённом от света и тепла месте, чтобы она дошла до нужной консистенции. Балхарский ручной гончарный круг называется "жюлла". Лепка сосудов происходит путём наращивания глиняных жгутов. Затем сосуды лощат с помощью кусочка сердолика, наносят декор и ставят в тенистое место для просушки. Затем наступает самый ответственный момент - обжиг керамических изделий.

балхарская керамика 5

Как отголоски древних ритуалов, сохранился в Балхаре обычай украшать "чару" (печь для обжига) коровьим или бараньим черепом с рогами для того, чтобы процесс обжига прошёл благополучно. Во время обжига, длящегося трое суток, устраивалось ритуальное пиршество с обжиганием бараньих голов в свежевыгребенной золе. С процессом обжига связаны и многие суеверия. В частности, считалось, что "чара" никогда не должна пустовать, поэтому после обжига в печи обязательно оставляли несколько бракованных изделий.

балхарская керамика 1

Обжиг производится кизяком - прекрасным органическим топливом, дающим при сгорании окислительно-восстановительные реакции, что придаёт балхарской керамике неповторимый живописный эффект от нежно-розового до тёмно-серого. Обычно имеется одна печь на целый квартал, обжиг производится по мере накопления необходимого количества сосудов. На каждый сосуд мастерица ставит свой автограф (ресничку, один или два штриха, условное изображение руки, лапки и т.п.), чтобы отличить свою посуду от чужой, имеющей аналогичную форму. Этот автограф передаётся от матери к дочери, затем к внучке и т.д.

балхарская керамика 3

До середины 20 в. существовало более 30 форм балхарской керамики. К сожалению, многие их них ныне утрачены. Сохранились следующие: "урша" - водоносный сосуд, "куннари" - кувшин-водолей, "кучча" - подойник, маслобойка."

балхарская керамика 4

Источник.

Tags: Кавказ, сосуды
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments