Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Мирча Элиаде о культуре мегалитов.

Мирча Элиаде говорит, что ему на ум приходит известный индонезийский миф, когда он думает о строителях мегалитов. В начале начал, когда небо находилось очень близко от земли, Бог спускал свои дары на верёвке, чтобы передать их первичной супружеской чете. Однажды он послал им камень, но удивлённые и возмущённые предки отказались его принять. Через несколько дней Бог снова опустил верёвку, на этот раз с бананом, который был немедленно принят. Тогда предки услышали глас Создателя: «поскольку вы выбрали банан, ваша жизнь будет подобна жизни этого фрукта. Если бы вы выбрали камень, ваша жизнь была бы подобна бытию камня, вечному и бессмертному».

Да, действительно, в культуре мегалитов больше всего поражает это какое-то грубо-материальное подобие бессмертия. "Скала, столп, гранитный блок живут вечно, демонстрируют постоянство и нерушимость — в конечном счёте, это вид существования, не подверженный времени", - пишет М. Элиаде. - "Мегалитические монументы можно истолковать, как ответ на наш индонезийский миф: если жизнь человека подобна жизни злаков, сила и долговечность достижимы через смерть."

Я бы сказал несколько иначе: не "через смерть", а через посмертное бытие. Это бытие и есть тот вид существования, который не подвержен времени. И в этом отношении камень и развоплощённый дух идеально подходят друг другу. Иногда попадаются менгиры с начертанными на них человеческими фигурами, т.е. они были «жилищем» умерших [1]. Как бы это сказать поточнее, фокальной точкой в пространстве, где время соприкасается с вечностью, а мир живых - с миром мёртвых.

Мегалитический культ мёртвых опирался не только на веру в то, что душа остаётся жить после смерти, но и, главное, на религиозную практику общения с душами умерших предков. "Для строителей мегалитов, от Ирландии до Мальты и Эгейских островов, ритуальное общение с предками являлось краеугольным камнем их религиозной активности", - говорит М. Элиаде. Камни с отверстиями, называемыми «отверстиями для души», которыми закрыты некоторые мегалитические могилы, давали мёртвым возможность общаться с живыми.

дольмен

дольмен 2

Пробка для дольмена

Кстати, эта пробка напоминает мне арабские сказания о джиннах, запечатанных в бутылках, лампах или кувшинах.

Очевидно, большинство праздников было связано с культом мёртвых. Кромлех в Стонхендже, как и другие аналогичные монументы в Англии, стоял посреди поля погребальных курганов. Этот знаменитый церемониальный центр был, по крайней мере, в своей первоначальной форме, святилищем, специально построенным для поддержания связей с предками. Как можно предполагать, в центре ритуала находились ночные экстатические пляски типа хлыстовских "радений", с пророчествами и "говорением в духе" в состоянии одержимости.

В некоторых регионах Франции, на Иберийском полуострове и в других местах найдены следы культа богини-хранительницы мёртвых. Но нигде, кроме как на Мальте, нет таких ярких образцов мегалитической архитектуры и таких выразительных свидетельств культа мёртвых и почитания Великой Богини. Раскопки обнаружили очень мало домов, но целых семнадцать храмов, и предполагается, что их было ещё больше. Это подтверждает мнение некоторых учёных, что в период неолита Мальта была isola sacra [2]. Большие эллиптические террасы, сооружавшиеся перед святилищами или между ними, явно предназначались для ритуальной хореографии и танцев во время процессий. Стены храма украшали чудесные спиральные барельефы; найдено также несколько каменных скульптур лежащих на боку женщин, что позволяло предположить существование ритуала инкубации.

Изогнутая линия расположения мальтийских святилищ уникальна; археологи называют её «почкообразной», но, как полагает Г. Цунц, она скорее напоминает форму матки. Поскольку храмы имели крышу, а в помещениях, лишённых окон, было довольно темно, вхождение в святилище было эквивалентно вхождению во «внутренности земли«, т.е, в чрево хтонической Богини. Но высеченные в скалах могилы тоже имели форму матки. Можно сказать, что умершего помещали в лоно земли для новой жизни.

мальта

Здесь ещё важно подчеркнуть и само строительство мегалитов, и ритуалы, совершаемые внутри них или в непосредственной близости от них, как некие "точки сборки" для рода и целого племени. Место, где стоит мегалит, является одновременно и особой культовой площадкой (для церемониальных танцев, жертвоприношений и т.д.), и центром общественных действий. Гейне-Гельдерн полагает, что оглашение генеалогии предков, т.е. основателей деревень и некоторых фамилий было, возможно, частью ритуальных действий. Важно подчеркнуть этот факт: человек верил, что его имя будут вспоминать через посредство камня; иными словами, связь с предками обеспечивается памятью об именах и деяниях, памятью, «застывшей» в мегалитах [3].
---------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] "Очевидно, именно этим объясняется вера в оплодотворяющие возможности менгиров, которая бытовала среди европейских крестьян ещё в начале XX столетия. Во Франции, чтобы иметь детей, молодые женщины устраивали «скольжение» (лёжа, скользили вдоль камня) или «трение» (сидя на монолите или прижимаясь животом к скале). Первоначальной — и фундаментальной — идеей была «трансмутация» предков в камень, и менгир либо служил «заместителем тела», либо содержал какой-то существенный элемент умершего — скелет, пепел, «душу» — в самой своей структуре. В обоих случаях умерший одухотворял камень; он обретал новое тело — каменное, а значит, неразрушимое. Именно это делало менгир или мегалитическую могилу неистощимым источником жизненности и силы", - пишет М. Элиаде.

[2] Роберт Грейвс в своей книге "Белая Богиня" высказал свою уверенность в том, что поскольку милитаристские патриархальные племена истребляли сельскохозяйственные общины, поклонявшиеся Богине Матери, то жрицы Древней Религии были вынуждены мигрировать к священным пещерам на островах в поисках убежища, забирая с собой священные изображения и информацию о таинствах, чтобы сохранить их от полного уничтожения. Острова вроде Мальты, Крита, Киклад, Кипра, Ирландии и Шотландии, и даже Исландии, вполне могли соответствовать их целям.

[3] Для сравнения можно вспомнить, что многие архаические народы очень трепетно относятся к своим генеалогиям. Например, аристократы Полинезии заучивали на память и помнили по 20-30 поколений своих предков.
Tags: Мальта, мегалиты, острова
Subscribe

  • "Колесо" архаичного мышления.

    " Согласно традиционным африканским представлениям, жизнь никогда не кончается, если она организована разумно, то есть выверенным поколениями…

  • Самый древний портрет женщины.

    Самый старый из известных портретов женщины, вырезанный из бивня мамонта около 26 000 лет назад. Его высота составляет менее 5 см, а его…

  • О похолодании около 6200 г. до н. э.

    Прорыв приледникового озера Агассис в Атлантический океан около 6200 г. до н. э. привело к спуску в океан до 200 тысяч км 3 холодной пресной воды…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments