Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

М. Элиаде о характерных чертах минойской религии.

"В эпоху неолита увеличивается число женских скульптурных фигурок; для них характерны колоколообразные юбки,

Колоколообразная женская фигурка, из Беоты, поздний геометрический период (720-700 до н. э.) (терракота).

открытая грудь и руки, воздетые в молитвенном жесте.

10070_3

Чем бы ни были эти фигурки — вотивы или «идолы», но обозначают они религиозное превосходство женщин и, прежде всего, главенство богинь. Позднейшие свидетельства подтверждают и определяют это главенство. Судя по изображениям процессий, дворцовых празднеств и сцен жертвоприношений, женщины принимали большое участие во всех этих действиях.

Крит. Фреска (Жертвоприношение)

Богини представлены в покрывалах или полуобнаженными, они сжимают ладонями свои груди или воздевают руки в знак благословения. Другие изображения представляют их как Хозяек Диких Зверей (potnia theron). На печати из Кносса изображена Хозяйка Гор, указующая своим скипетром на почитателя, который закрыл глаза. На выгравированных изображениях богиня идёт вслед за львом, либо держит оленя или барана, либо стоит между двумя животными и т.д.".

"Культ богинь отправлялся на вершинах гор, равно как и в дворцовых часовнях или частных домах, и везде богини оказывались в центре религиозного действа. Начало средне-минойской культуры (2100 -1900 гг. до н.э.) даёт нам самые ранние свидетельства о святилищах на высоких местах. Сначала это были только скромные ограды, а позже — небольшие здания. Более сложными и загадочными были так называемые аграрные, или вегетационные культы. Несмотря на своё «аграрное» происхождение (они отправлялись главным образом в священных оградах), они входили, по крайней мере, символически, и в дворцовые службы. Судя по резным камням, рисункам и рельефам на вазах, эти культы включали пляски, процессии со священными предметами и принесение очистительных жертв."

"Не вызывает сомнений и то, что собственно культ строился вокруг «мистерий» жизни, смерти и возрождения, а, следовательно, включал в себя обряды инициации, погребальный плач, оргиастические и экстатические церемонии. Диодор (I в. до н.э.) отмечал сходство между критской религией и «религиями мистерий». Этот тип религии впоследствии будет подавлен в так называемой Дорической Греции и продолжит существование только в некоторых закрытых обществах — тиасах (вероятно, доэллинское слово)."

Как справедливо подчёркивает Франсис Виан, «было бы ошибкой заключить, на основании скудости иконографического материала, что религия не играла сколько-нибудь заметной роли в царском жилище. На самом деле, сам дворец в целом является священным, ибо он служит местопребыванием божественной владычицы и верховного жреца, выступающего посредником между ней и людьми. Амфитеатры с круговыми ступенями, внутренние дворы, где стоят алтари, даже кладовые — всё это имеет религиозное назначение. Трон был объектом поклонения, о чём свидетельствуют окружающие его символические грифоны (в Кноссе и Пилосе); возможно даже, что он и предназначался для ритуальной эпифании богини, а не для суверена»".

"Функцию дворца как церемониального центра надо непременно подчеркнуть. Священные бои быков, в которых животное не убивали, происходили на площадках, окружённых рядами ступеней, на так называемых дворцовых театральных аренах. Рисунки в Кноссе показывают нам «акробатов» — мужчин и женщин — вольтижирующих через быков. При всём скептицизме Нильссона, религиозное значение «акробатов» не вызывает сомнений: перепрыгнуть через бегущего быка — превосходное инициатическое испытание. Весьма вероятно, что легенда о спутниках Тесея, семи юношах и семи девушках, принесённых в жертву Минотавру, отражает память о таком посвятительном испытании."

Тесей убивает минотавра. Амфора. 6 в. До Р.Х. Британский музей 1843,1103.21

"Религиозный смысл и символика некоторых культовых объектов все еще обсуждаются. Двойной топор находят на значительном отдалении от Крита. Ещё к эпохе палеолита относится сделанная в Телль-Арпачья (Ирак) находка двойного топора рядом с нагой богиней. На Крите также двойной топор можно видеть в руках женщин — жриц или богинь — или на их головах".

"Колонны и столбы, вероятно, принадлежали космологической символике axis mundi, засвидетельствованной ещё в доисторические времена. Столбики с усевшимися на них птицами можно интерпретировать по-разному: птица символизирует либо душу, либо эпифанию богини. Во всяком случае, колонны и столбы замещают богиню, «ибо на некоторых геральдических изображениях они, как и богиня, иногда окружены львами или грифонами»".

"Культ мёртвых играл значительную роль. Их тела спускали в глубокие камеры склепов. Живущие могли спускаться в некоторые камеры, где были установлены скамьи для отправления культа. Погребальная служба, возможно, проводилась под покровительством богини. Действительно, вырубленная в скале могила верховного жреца в Кноссе включала и крипту на столбах; её выкрашенный голубой краской потолок изображал небесный свод; снаружи была построена часовня, напоминающая святилище Богини-Матери во дворце."

Ларнак (глиняный гроб) из Танагры (Беотия, конец XIII в. до н.э.)
Tags: Крит
Subscribe

  • О тамбовском женихе на "конике".

    В. С. Бузин в статье " ЖЕНИХ НА «КОНИКЕ»: ОБРАЗ ВСАДНИКА В РУССКОЙ СВАДЬБЕ И ЕГО МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СООТВЕТСТВИЕ" объясняет…

  • Отсвет "Старой Европы" на коньках тамбовских крыш.

    В. С. Бузин в статье " Тамбовский «Репейник»: к семантике одного из элементов декора русского традиционного жилища "…

  • "Бабка".

    С. М. Белякова в статье " О ПРИНЦИПЕ АНТРОПОМОРФИЗМА В РУССКОМ ЯЗЫКЕ, ИЛИ ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕД ДА БАБА", анализируя этнолингвистический…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments