Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

О брачных обычаях в Рязанской губернии.

Фильм "Женитьба" по одноимённой пьесе Н. В. Гоголя - один из моих самых-самых любимых. По сюжету, там немолодую уже невесту сваха буквально "навязывает" женихам и приглашает их на "смотрины", чтобы невеста выбрала себе наиболее симпатичного ей.

Женитьба

Гоголь ничего не выдумывал, из пальца не высасывал; всё так и было в реальной жизни.

Сохранилось воспоминание о том, как в с. Константиново Рязанского уезда ещё до Первой мировой войны пришла сваха к матери С. А. Есенина с предложением отдать замуж за её сына дочь их односельчанки. Хотя термин "набиваться" не прозвучал, но фактически проводился именно такой ритуал. Вот как об этом вспоминала сестра Е. А. Есенина:
«Сынка-то женить не думаешь?» — «Да нет, рано ещё, не думали». — «Ну где же рано, ровесники его давно поженились, пора и ему». — «Не знаю, мы волю с него не снимаем, как хочет сам». — «А вы не давайте зря волю-то, женить пора. Вот Дарье-то желательно Соню к тебе отдать, — прибавила она другим тоном, — и жени! Девушка сама знаешь какая. Что красавица, что умница. Другой такой во всей округе нет». — «Девка хорошая, что говорить. Я поговорю с ним, — сказала мать».

Очевидно, родители девушки на выданье к услугам свахи прибегали, как правило, лишь в том случае, если к ним не присылали сватов от женихов. В с. Малахово Клепиковского р-на рассказывали: "Раньшы, в старину, ано вить как: девка зысидйццы, хадйли ныбиваццы, цао атец с матирьйу у жыниха скажут...".

"В рязанской свадьбе известно два способа выбирать будущего супруга (супругу):
1) сватовство, когда в дом к родителям невесты засылают сватов от жениха;
2) навязывание, когда наоборот, девушку парню предлагают в невесты её родители.
Разницу в этих способах издавна осознавали сами носители традиции. Так, по высказанному в 1889 г. мнению А. П. Звонкова, «сватовство бывает двух главных видов, сообразно тому, кто ведёт его: родители жениха или родители невесты».

"Свахой или сватом при навязывании выступали сестра, тётка или брат невесты, изредка — мать; она обещала в приданое корову, хлеба пудов 20, вина 10-15 четвертей [1], а также одеть-обуть жениха с ног до головы (пальто, костюм, сапоги, брюки, кальсоны, рубашки). Иногда под окном оказывался сват от другой невесты, который слышал о приданом и сулил уже корову с тёлкой и т. п." (с. Корневое Скопинского р-на).

Говорят, раньше в деревнях можно было увидеть чудные картины, прямо в стиле "Вечеров на хуторе близ Диканьки".

"В среде крестьян сохранилось предание о существовавшем когда-то крайне оригинальном способе выдавать замуж засидевшихся невест. По рассказам, родители такой девушки сажали её в салазки и возили по улицам села, выкликая: «Эй, надолба, надолба! Кому надо надолбу?» Домохозяин, у которого имелся взрослый сын — жених, приглашал родителей надолбы (невесты) к себе в дом, где без дальних проволочек совершалось рукобитьё, богомолье и прочие формальности, и свадьба следовала иногда на другой день".

Другая обрядовая формула сохранялась в ХХ веке в Шацком р-не: "Сажають иё <девушку> на каляску или на салазки и вязуть па диревни: «Паспела, сазрела, каму ни нада ли? Каму ни нада ли?» А хазяин выходить, каму нужна нивеста (у них есть жэних). Он гаварить: «Вязити дыру к маиму двару! Вязити дыру к маиму двару!»

Даже и не знаю, соответствуют ли эти "предания" исторической действительности, или это из разряда деревенских шуток-прибауток.

рязанские невесты

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Четверть — русская мера объёма жидкости, равная четверти ведра, около 3 литров.
Tags: брак, русские
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments