Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Богиня Каттась-Ими в фольклоре среднеобских хантов

Автор - Л.В. Кашлатова.

"Самые ранние свидетельства о женских божествах обских угров связаны с легендарной «Золотой Бабой» и появлялись на протяжении XIV–XIX вв. на страницах летописей, в трудах путешественников и исследователей Сибири. На рубеже XIX – начала XX в. впервые было высказано мнение, что Золотая Баба – это вогульская богиня Куалтысь-сан-торум.

Исследователь верований хантов и манси на основе фольклорных источников Н.В. Лукина характеризует образ Калтась-Ими, как главное божество обских угров, она входит наравне с Нуми-Торумом в триаду всеобщих божеств: Торум, Калтась, Хинь  и считает, что «она является первой, самой главной, хотя и невидимой матерью каждого человека, которая предсказывает ему жизнь в тот момент, когда младенец сощурится, впервые увидев солнце».

На территории проживания среднеобских хантов у Каттась-Ими есть ещё одно сакральное имя Каттась-Ангки, где ангки в переводе с хантыйского языка означает ‘мать’. Н.В. Лукина и В.М. Кулемзин в своих трудах дают объяснение сакрального значения этого слова, которое заключается в том, что ангка обозначает ‘прамать всего’, ‘мать всех матерей’, ‘мать света вообще’, поэтому в картине мироустройства она помещена в стороне восходящего солнца, либо в чреве каждой женщины. Данным словом называется детский послед – ангки, у среднеобских ханты он называется няврем сэма питты ангки ‘мать на глаза появившегося ребёнка’. Отсюда вытекает её главная функция – посылать людям детей. Один из её эпитетов звучит так: атанг эви китманг Сорни Ангки, етын пох китманг Сорни Ангки ‘утром дочерей посылающая Золотая Мать, вечером сыновей посылающая Золотая Мать’. В молитвах обращаются к ней как Сорни-Най, Сорни-Ангки, что в переводе означает ‘Золотая богиня’, ‘Золотая Мать’.

Каттась-Ангки выступала как покровительница детей и защитница от болезней. Самой главной причиной поездки в Калтысъяны, люди считали вымолить лично у богини покровительство детей от болезней и несчастий, поэтому женщины старались брать с собой детей, чтобы привезти тув шанш хощя ‘к её коленам’. В молитвах обращались к ней так: няврем ке масын, муя тув шук вантыт, кашетат-мушетат ет воштатын ‘если ребёнка дала, зачем он мучается, болезни, недомогания в сторону отведи’. Когда ребёнок умирает, обычно говорят: «Она (Каттась) дала, она и забрала», подобно русской пословице «бог дал, бог взял».

Как заметили многие учёные - В.Н. Чернецов, А.П. Зенько, А.В. Бауло и др., для рождения ребёнка недостаточно было участие родителей, они полагали, что души детей посылает Калтась-Ими, которая является помощницей при родах. Всё, что связано с деторождением, с появлением детей на свет, относится к сфере жизнедеятельности женщин, держится в секрете от мужчин. В священной песне Калтащ даёт наставление женщинам, чтобы вовремя родов они уходили в специальный дом ай хот, где ай – это ‘маленький’, а хот – ‘дом’ [1] и соблюдали все традиционные предписания непосредственно перед родами.

До середины прошлого столетия в хантыйских деревнях встречались ещё такие избушки. В памяти автора уже не было ай хот’ов, женщина рожала в жилом доме и ей отводилось место у порога (во время регул она также находилась здесь). В связи с этим возникло выражение ов хонынг ими ‘у порога женщина’. Характерно, что если женщина рожала в доме, мужчины не только уходили из жилища, но и забирали с собой святыни, за исключением вещей, связанных с Калтащ-Эквой.

Следующая важная функция богини Каттась – определение продолжительности жизни. При спуске богини Каттась-Ими на землю, отец Торум наказал своей дочери, чтоб жизни людей при рождении она записывала. Богиня «наносит» жизненный срок новорождённого на «украшенную золотом семикратную ветвь, на вырезанную с золотом семикратную ветвь», имеется в виду деревянная палка с зарубками. Самая древняя, самая мудрая Каттась взяла на себя священное право и в тоже время тягостную обязанность отмерять каждому человеку срок его жизни, «одною рукою детей вам даю, другою назад забираю», поётся в священной песне богини Калтащ-Ими. Она также ведает судьбой человека и каждому отмеряет, «будет он жить на земле бедно или богато, будет ли он счастлив или несчастлив в своих делах».

Во многих сказках Каттась-Ими выступает бабушкой. Например, в сказке «Ими-Хиты» герой-внучок живёт с бабушкой, она его растит и воспитывает. Учит, как обращаться с луком и стрелами. По мнению М.Д. Хлобыстиной, «мотив воспитания героя именно бабушкой, а не матерью, весьма древний. Именно старшая женщина в коллективе… оказывалась… наставницей своих внуков». Внук узнаёт от бабушки названия зверей, она мастерит ему лук и стрелы. А когда он добывает зверя, учит его свежевать: «Твой отец вот так свежевал, вот так правил шкурки».

По фольклорным данным среднеобских хантов у Каттась есть две сестры, дочери Нуми-Торума. Одну из сестёр называют Касум-Ими ‘Казымская женщина’. Вторая сестра – Ай-Каттась.

В фольклорных текстах мы находим, что кроме сестёр у Ун Каттась есть ещё братья Ас-Тый-Ики, Ем-Вош-Ойка, Хинь-Ики (сыновья Нуми-Торума). В мифах среднеобских хантов братья не принимают участия в сотворении мира. Их рассаживает сам Нуми-Торум и назначает богами-духами на определённой им территории. Явившись на сотворённую Землю, они выполняют динамичную роль преобразователей и устроителей природы и социума в лице культурного героя с большим творческим потенциалом чаще в орнитоморфном облике гуся, лебедя, орла, гагары. Деяния культурных героев связаны с облагораживанием Земли, созданной Матерями Природы, с добычей материальных благ для первых людей, с утверждением определённого общественного устройства".

Далее у автора идёт не совсем понятный, противоречивый пассаж:

"Появившись на Земле, как первая женщина и как первая Мать, Каттась организует социальный миропорядок, устанавливает нормы поведения, систему ценностей, то есть всё, что мы называем традиционным мышлением, мировоззрением, религией. Данную функцию на территории проживания среднеобских хантов Каттась передала своему отцу Нуми-Торуму".

Тут возникает какая-то путаница. Сама автор только что говорила, что динамичную роль преобразователей социума выполняют братья богини, сыновья Нуми-Торума. А теперь выходит так, что сама Каттась организует социальный миропорядок и передаёт "бразды правления" своему отцы Нуми-Торуму. Очевидно, эта путаница возникает оттого, что мы имеем два "пласта" мифологии - матриархальный и патриархальный, - причём второй "перекрывает" первый.

"Исследования автора подтверждают представления о том, что истоки культа женского божества Каттась-Ими уходят своими корнями к эпохе первобытности и восходят к образу Великой богини-матери, которая принимала участие в творении мира".
------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Очевидно, это т. наз. "менструальная хижина", о которой уже говорилось в статьях данного сообщества по метке "менструация".


Tags: финно-угры
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Матрилинейность у приматов и гоминид.

    Г. П. Удалова в статье "Доминирование-лидерство у приматов (эволюционный аспект)" ( Теория и методология архаики. Лидерство в архаике :…

  • В мире животных.

    Г. П. Удалова в статье "Доминирование-лидерство у приматов (эволюционный аспект)" ( Теория и методология архаики. Лидерство в архаике :…

  • Сознание как отдельный от мозга фактор.

    Интересная новость. Российские учёные получили научные подтверждения "посмертной медитации". "Российские учёные получили первые…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments