Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

О женственности.

fatheralexander порадовал ещё одним превосходным текстом о женщине. Ныне, когда многие женщины, особенно молодые, мечутся, как угорелые, в поисках незнамо чего, этот текст о женственности, о том, что мы, мужчины, более всего ценим в женщине и чего нам всегда не хватает, сродни откровению азбучных истин. Как говорил Р. Киплинг,

"Проходя сквозь века и страны в обличье всех рас земных,
Я сжился с Богами Торжищ и чтил по-своему их.
Я видел их Мощь и их Немощь, я дань им платил сполна.
Но Боги Азбучных Истин – вот Боги на все времена!"

ГИМН ЖЕНЩИНЕ. ДОКОЛЕ ОНА В МИРЕ

Второе воскресение после Пасхи посвящено в православном богослужении женам-мироносицам, то есть, тем женщинам, которые, по рассказу Евангелия, пришли рано утром ко гробу Христа, чтобы приготовить Его тело к погребению, и стали первыми свидетельницами Воскресения. В Евангелии им первым является Христос, им говорит: "Радуйтесь!" (Мф. 28:9), их посылает возвестить о Воскресении апостолам.

И вот в связи с этим уместно вглядеться в образ женщины, каким рисует его Евангелие, задуматься над христианским учением о женщине или, быть может, лучше сказать, над восприятием женщины христианством. И восприятие это лучше всего явлено в том, какое место занимают женщины в евангельском рассказе о Христе.

При чтении Евангелия нельзя не заметить, что женщина появляется в нем лишь в самом начале и в самом конце земной жизни Христа. В начале - рождение в пещере, принесение в храм для посвящения Богу - это Его Мать. Потом Мать как бы исчезает, или, вернее, мы все время чувствуем, что Она рядом, близко, но без слов, молча, как бы на фоне жизни и проповеди Сына.

Вот неожиданный и такой удивительный рассказ евангелиста Иоанна о свадебном празднике в Кане Галилейской, когда не хватило вина. Казалось бы, банальная подробность, бытовая мелочь… Но праздник испорчен, радость омрачена, и вот просьба, ходатайство Матери, и по этой просьбе - первое чудо Христово: превращение воды в вино. Затем опять молчание. Христос проводит все Свое время с учениками, уча и наставляя их. Но, оказывается, за Ним все время следуют женщины и, по слову Евангелия, служат Ему. Наконец, мы у креста. Все бросили, все бежали, все предали Иисуса, и не только толпы, ходившие за Ним в ожидании чудес, помощи и исцеления, но и самые близкие - друзья, ученики. И теперь наступает час женщин. У креста стоит Мать, но не Она одна. Как повествует евангелист Матфей: "Там были также и смотрели издали многие женщины, следовавшие за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых" (Мф. 27:55-56). И когда наступает смерть, они, эти женщины, помогают снять тело с креста и полагают в пещерной гробнице, затем приходят рано утром, чтобы приготовить его к погребению. И наконец, они же слышат победное: "Радуйтесь!".

Итак, первое, что Евангелие навеки закрепило в женском образе, - это любовь. Но не просто любовь, а любовь-заботу, любовь-служение, любовь-самоотдачу, ничего не требующую взамен. Ученики Христа спорят, кто из них выше, кому уготовано лучшее место, рассуждают, сомневаются… Про женщин же - только два слова: " следовали, служа". Это любовь без слов и сомнений, любовь дела; это врожденное материнство женщин и его вечный удел - позаботиться, накормить, вырастить, отдать всю себя с тем, чтобы все в конце концов потерять. Ибо, вырастая, начиная собственную жизнь, уходят от матери и сын, и дочь. И Евангелие показывает нам всю красоту этой жертвенной любви в радости, горе и смерти.

Второе - это верность. Ученики бежали, женщины остались. В страшный час страдания, одиночества и смерти - эта молчаливая верность, молчаливое сострадание… Как утверждает Евангелие, женщины не знали предсказания Христа о том, что Он в третий день воскреснет. У них не могло быть никаких расчетов, никаких надежд. Тот, Кого они любили, за Кем последовали, Кому отдали свою любовь, заботу, верность, умер на кресте. И, говоря по-человечески, все рухнуло: ничего не осталось, кроме мертвого, замученного тела. Но верность осталась - верность без расчета, верность до конца. И как просто, как кратко и вместе с тем с какой полнотой показана эта верность в Евангелии!

И, наконец, третье - вера и радость. И снова: вера не рассуждающая, вера сердца, то знание, которым владеет только женщина. Не случайно по воскресении Христос вначале является женам -мироносицам. Потом был Фома с его: "Если не увижу - не поверю!" (ср.: Ин. 20:25). А про женщин у гроба сказано: … "и се, Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему" (Мф. 28:9).

Все это было давно. Но если вглядеться в длинную череду веков, прошедших с того утра, станет ясно, что этот образ женщины сохранился и наполнил мир своей простой, но небесной красотой. Грохотала человеческая история, рождались и падали царства, бушевали кровопролитные войны… Но всегда над землей, над смутной и трагической ее историей неизменно светил образ женщины - образ молчаливой заботы, самоотдачи, любви, милосердия, сострадания. И не будь этого света, наш мир, несмотря на все его успехи и достижения, остался бы только страшным миром.

И можно без преувеличения сказать, что человечность в человеке спасала и спасает женщина. И спасает не идеологиями, а вот этим молчаливым, заботливым, любящим присутствием. И если, несмотря на все катастрофы и трагедии, не прекращается тайный праздник жизни, если в бедной комнате за нищенским столом он справляется так же радостно, как во дворце, то радость и свет его в ней, женщине, в ее никогда не иссякающей любви и верности. Вот, кажется, не хватило вина… Но пока она тут - мать, жена, невеста - хватит вина, хватит любви, хватит света на всех…

Tags: женственность, христианство
Subscribe

  • Шаманка эпохи мезолита в ритуальном одеянии.

    На Южном Оленьем острове, который расположен на Онежском озере, в 6250–6000 годах до н. э. хоронили тела умерших людей. На реконструкции…

  • Кносс и Хараппа были матриархиями?

    "В связи с очевидным доминированием Богини-Матери как в цивилизации долины Инда (IVC), так и в минойской цивилизации Крита, отсутствием…

  • Обо всём понемногу.

    ESENIA, рассказывая о святилище каменного века Göbekli Tepe (Гёбекли-Тепе), замечает, что существует традиция изображения богини Ладжи Гаури…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments