Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Додонские голуби.

С. С. Казаров пишет:

"Древние греки, будучи весьма набожными и суеверными, перед принятием какого-либо казавшегося им судьбоносным решения, предпочитали заранее спросить волю богов. В роли своеобразных ретрансляторов божьей воли обычно выступали оракулы, которые пользовались огромным авторитетом. Особое место среди них занимал Додонский оракул, находившийся в Древнем Эпире – области, располагавшийся на территории Северной Греции. Даже Одиссей, пытаясь вернуться в Итаку, не преминул получить пророчество оракула. А мифологический Эней, после разрушения Трои, именно там получил совет о месте строительства нового города (Рима).

Этот оракул по праву считался среди греков одним из древнейших в Элладе. Процедура прорицания в Додоне отличалась от подобной в Дельфах. Не случайно известный русский учёный В. В. Латышев назвал Додонский оракул «оракулом знаков». В отличие от Дельфийской Пифии у Касталийского ручья, оракулы Додони использовали растущий у святилища дуб. Слушая шелест ветвей, журчание воды из ручья и пение птиц, которые дополнялись звуком из медных сосудов, стоящих на треножниках вокруг святого дуба, они получали свои божественные пророчества. Среди божественных знаков особое место занимали голуби.

dodoni
Святилище Додони (обведено красным)

Страбон, повествуя об основании Додонского оракула, сообщает, что ранее святилище Зевса находилось около местечка Скотуссы, где-то в Фессалии, в 30 км. к югу от Ларисы. Но после того, как кто-то сжёг священное дерево, прорицалище, по повелению оракула Аполлона, было перенесено в Додону. При этом прорицание давалось оракулом не словами, а некими знаками, подобно тому, как это делал оракул Амона в Ливии. Сам Страбон предполагает, что они могли даваться в результате наблюдения за тремя голубями, и он слышал рассказ о том, что на языке молоссов и феспротов (племён, обитавших в Эпире) старухи и старики соответственно назывались peliai и pelioi. Следовательно, упомянутые пелиады могли быть вовсе не птицами, а старухами, жившими при храме (Strab. VII. frg. 1a).

Каково же место голубя в символике и вообще в истории Додонского оракула?

Однозначно то, что он, судя по всему, был символом богоматери. О гимне, исполняемой в честь её и Зевса, упоминает Павсаний (Paus. X. 12). Как указывает Г. Раше, голубь встречается в индийской религии гораздо чаще, чем в странах Средиземноморья. Но его можно встретить и на Минойском Крите, где он также ассоциируется с Богоматерью. Богоматерь представлена именно в додонском культе Дионы, которая, по словам Страбона (Strab. VII. 6.12), была призвана разделить храм в Додоне с Зевсом в момент прибытия трёх старух, которым предстояло там стать пророчицами. Геродот не только указывает их количество (три), но и называет их имена: Промения, Тимарета и Никандра (Herod. II. 55). Существует мнение, что это некие постоянные их титулы, а не личные имена. Но возможно и то, что первоначально это были личные имена жриц, которые после их смерти, превратились в титулы, чтобы обеспечить некую преемственность.

Прежде всего, нельзя не учитывать того факта, что в древности звуки и поведение многих животных, особенно птиц, рассматривались вообще как разновидность некого пророчества. По мнению ряда исследователей, в Додоне существовала практика, согласно которой урчанье, издаваемое реально голубями в святилище, интерпретировалось как пророчество особой категорией жрецов (или, скорее всего, жриц), которых также называли «голубями». Подтверждение этому мы находим у Эсхила: «люди-голуби» передавали вопрошающим послания, отправленные якобы настоящими голубями. При этом нельзя не заметить, что Гомер упоминает только Зевса и служителей его культа селлов, что позволяет предположить, что голуби должны были ассоциироваться именно с женским началом, а именно – с Дионой. По словам Ю. Махнига, одного из первых исследователей Додонского оракула, голубь некогда был средством, с помощью которого Зевс и Диона оглашали свою волю вопрошавшим."

И в заключение С. С. Казаров пишет о том, что якобы "прослеживается общая эволюция культа, связанная с усилением женского начала: передача жреческих функций от жрецов-селлов – женщинам-голубям, и, наряду с Зевсом, появление его супруги Дионы, олицетворяющей Богоматерь".

Вот это то, что называется "перевернуть всё с ног на голову". Эволюция культа, безусловно, имела место быть, но, спрашивается, в какую сторону: от матриархата к патриархату, или - наоборот? С. С. Казаров полагает, что изменения в культе происходили в сторону усиления женского начала. Я же думаю, что там с самого начала существовал женский оракул, а Зевс "подселился" туда много позже.

Какие у нас имеются аргументы?

Во-первых, считается, что Диона была самым старым оракулом во всей Древней Греции, и её культ существовал ещё до того, как появился Дельфийский оракул. Так что вполне возможно, что оракул в Додоне предшествовал поклонению Зевсу, так как это место очень старое, и что Зевс стал частью Додоны спустя много времени после того, как там поклонялись Дионе. То есть Диона — это древнейшая догреческая богиня земли, как говорит Википедия. Додонское святилище было популярно среди жителей Эпира, Македонии, Акарнании, Этолии и остальных «не дорийских» эллинов, которые считали, что Пифия из Дельф занимала сторону дорийских племен. Это тоже указывает на некоторую "старообрядность" Додонского оракула, уходящую корнями во тьму веков.

Чтобы понять, кем была Диона в греческой мифологии, полезно взглянуть на происхождение её имени. В древнегреческом мире «Зевс» на самом деле - «Диос». Таким образом, слово «Диона» на самом деле является женской формой имени Зевса. Иными словами, Диона - это просто "Богиня". Вот, скажем, пришли в Элладу греки-ахейцы и назвали ту старую богиню по-своему, Диона. А потом поставили Диону под "патронаж" Диоса-Зевса. Вот и все дела.

Во-вторых, все оракулы на самом деле являются оракулами Матери-Земли. И это понятно: в земле похоронены мёртвые, которые знают гораздо больше, чем живые. О характерной особенности иерофантов Додони пишут и древние летописцы. Они ходили босыми и спали на земле, поддерживая тем самым постоянную связь с Землёй–матерью, чтобы уметь правильно объяснять божественные знаки.

Ну и, наконец, в-третьих, голуби, а точнее - голубки, всегда были вестницами Богини, о чём уже говорилось в Голубки богини Анат и во многих других местах по метке птицы.

Tags: Греция, мантика, птицы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment