Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Матриархальное наследие Маргианы в таджикских народных сказках.

З. Усманова в своей статье "Гендерное измерение таджикских народных скахок" говорит, что "сказки относятся и отражают тот период развития таджикского общества, и те отношения между полами, когда, скорее всего, существовало некое синкретичное равноправие между полами". Я бы сказал иначе: в сказках отражается свет "золотого века", хотя и в преломлённых лучах. Ну да ладно. Главное в том, что сказка не соответствует реальности, является альтернативой действительности, открывает некое иное измерение, "окно" в утопию, где всё не так, как в окружающем мире. Если "весь мир во зле лежит", согласно Евангелию, то в сказке, наоборот, добро побеждает зло.

И далее З. Усманова переходит к анализу таджикских сказок, в которых женские персонажи ведут себя как воинственные амазонки степей из вчерашней статьи О брачных обычаях каракалпаков.

"Бузаки чингилапо. Коза с кудрявыми ножками.

Сказка о козе с кудрявыми ножками во многом перекликается с русской сказкой о Волке и семерых козлятах. Анализируя данную сказку, таджикская исследовательница Л. Ибрагимова справедливо отмечает, что «Коза как верная и одинокая мать готова не только к тому, чтобы добыть пропитание для своих детей, но и к самопожертвованию ради своих детей...». Однако, при внимательном прочтении сказки, очевидно, что Коза готова не просто к самопожертвованию, а к открытой войне с тем, кто съел её козлят. Она по очереди навещает собаку, шакала и волка, причём, не просто навещает: она взбирается на крышу дома каждого из них и грозно вопрошает, позиционируя себя как воительницу ( «У кого есть лук и стрелы, чтобы выйти на бой со мной?») и вызывая на бой:

коза с кудрявыми ножками

Коза не боится никого из своих потенциальных врагов, готова к бою, и по обоюдному согласию идёт к мастеру-кузнецу: «Хар ду ба хамин карор омаданд, ки аввал ба пеши усто рафта, буз шохашро тез карда биёяд, гург дандонашро...» - «Оба пришли к решению, что сначала они пойдут к мастеру, коза наточит свои рога, а волк - зубы...». Интересен тот факт, что даже Волк, якобы не боящийся Козу, всё же решает подстраховаться и наточить свои зубы перед боем с ней.

Только в одном месте Коза применяет «женскую» тактику: когда она готовит лепёшки из своего молока для мастера; мастеру нравятся лепёшки и он точит её рога, делая их острее алмаза. Искусство изготовления сметанных лепёшек волку неизвестно, и в результате он получает ватные шарики вместо острых зубов. При встрече Коза уступает Волку, предлагая первым нанести удар (хотя она ещё не знает о его ватных зубах), и. в свою очередь, вспарывает рогами брюхо волка, откуда выскакивают её дети и воссоединяются с матерью.

Кроме воинственного характера Козы, привлекает внимание также тот факт, что Коза - одинокая мать. О том. как она стала одинокой матерью, нигде не указывается, но данный факт не мешает ей. однако, чувствовать себя «полноправным членом» звериного сообщества, жить среди зверей, пользоваться авторитетом (что видно из общения с другими членами звериного сообщества), и на равных воевать с таким грозным врагом, как волк. Она в любое время (а не с разрешения мужа) может спокойно уходить за пропитанием и приходить домой, т.е., она никак не ограничена в передвижениях. Данные факты - воинственный бесстрашный характер Козы, её личная свобода и её социальный статус матери-одиночки не очень сообразуются с установлениями патриархатного общества, в котором, во-первых, одинокая женщина по статусу считалась намного ниже замужней женщины: во-вторых, выйти женщине одной на бой с врагом-мужчиной - явление, выходящее за рамки традиционного подчинённого и примирительного поведения, предписываемого женщине. Коза настроена решительно и воинственно, и умирать не собирается. Коза не ведёт себя «по-женски», не церемонится, не допускает ни тени дипломатии и уловок.

Таким образом, главные физические, психологические и личностные черты героини сказки «Коза с кудрявыми ножками»,
слабо сообразуются с теми чертами, которые в феодальном обществе предписаны мужчинам и женщинам.

Красивая и умная Фариштамох.

таджикская девушка

Сказка об умной и красивой девушке Фариштамох. прекрасной принцессе, также привлекает внимание из-за не совсем
«стандартных» ролей и функций главных действующих героев сказки. Фариштамох - принцесса, «такая красивая и такая умная, что сотни юношей сгорают от любви к ней. но никто ещё не понравился ей самой». Перед теми, кто добивается её руки, она ставит условие, которое состоит в том. что потенциальный жених должен находиться всю ночь в той же комнате, что и принцесса, и «не повышая голоса, не хлопая руками, не двигаясь без надобности», не дать девушке уснуть до утра. Герой сказки, сын пастуха, всю ночь рассказывает сказки, нравится девушке, и она принимает самостоятельное решение выйти замуж за него, а не за сына падишаха. Объясняя своим родителям своё окончательное решение, девушка говорит: «вы знаете, что я не выбирала себе знатных и богатых женихов; я хотела соединить свою жизнь с таким человеком, который покажется мне самым умным и самым добрым». В данной сказке необычно само условие, которое ставится перед женихами: не добыть какую-либо волшебную вещь, или победить чудовище, а проявить ум, смекалку, знания и даже артистические способности.



Умелая женщина

В сказке рассказывается о богаче и его жене, которую богач постоянно упрекает в том, что она живёт только за счёт его авторитета, высокого положения, богатства и ума. Трудолюбивая женщина, сутра до ночи выполнявшая всю работу по большому дому и хозяйству самостоятельно, долго терпит, но в конце концов не выдерживает, высказывает мужу своё мнение о том, что в увеличении его богатства немалая доля её труда. Богач приходит в неистовство и выгоняет жену из дома, проклиная её и предрекая нищету и грязь. Женщина решает уйти, но перед уходом обещает мужу, что никогда не станет голодать и без него. На окраине она находит самого бедного, одинокого мужчину по имени Саид, начинает жить в его полуразвалившемся доме, и постепенно, трудясь и сама, и мотивируя нового мужа, достигает достаточно высокого уровня жизни и благосостояния. Через некоторое время они с Саидом приглашают в дом гостей, среди которых есть и бывший муж. Гости начинают выспрашивать Саида о причинах его улучшившегося положения, на что Саид говорит правду, - причина в его новой прекрасной мудрой жене. Гости не могут поверить этому, но богач, бывший муж женщины, подтверждает слова Саида о значении умелой жены, рассказывает историю своего финансового «падения», и внезапно видит свою бывшую жену, и понимает, что его жена ушла от него именно к Саиду.

Сказка «Умелая женщина» являет нам пример такого поведения замужней женщины, которое никак не вписывается в патриархатные каноны. Женщина не только принимает решение и уходит от своего мужа, но и самостоятельно выбирает нового мужа, начинает с ним жить (про обряд бракосочетания в сказке ничего не говорится) и вести хозяйство. Более того, её новый муж, который до её прихода жил в полной нищете, скудно питался и ходил в лохмотьях, с радостью соглашается во всём беспрекословно слушаться жену, выполнять все её требования, и в награду получает сытую жизнь, мудрую жену, и авторитет в обществе. Наконец, последний момент, который никак не согласуется с традиционными исламскими правилами, это то, что гости мужского пола, чужие люди, могут видеть лицо хозяйки дома.

Похожее действо происходит и в сказке об умной девушке, которую разозленный её умом падишах выдаёт замуж за самого ленивого человека в стране, но из которого она впоследствии «делает» везиря. Данная сказка в преломлённой форме свидетельствует, вероятно, о том периоде, когда женщины имели право и возможность самим выходить замуж, уходить от мужа, выбирать нового супруга, становиться полноправной хозяйкой и доминировать над мужем, и при этом пользоваться авторитетом в обществе.

Если в русских народных сказках «в рамках традиционного патриархатного стереотипа женщина пассивна и виктимизирована», и «выбор супруга часто осуществляется отцом девушки без участия её пожеланий», то в таджикских сказках принцессы и простые девушки сами разрабатывают и ставят перед женихами условия, выполнив которые, жених получает шанс жениться. Некоторые сказки («Умелая женщина») в преломлённой форме отражают, вероятно, тот период истории таджикского общества, когда женщины имели право и возможность самим выходить замуж, уходить от мужа, выбирать нового супруга, становиться полноправной хозяйкой в доме и доминировать над мужем, и при этом пользоваться авторитетом в обществе. Отношения между мужчинами и женщинами в некоторых таджикских сказках отличаются равноправием, открытостью, свободой выбора. Важным является тот факт, что дети в Таджикистане через сказки узнают о разнообразных гендерных стереотипах и усваивают их. Эти стереотипы могут сочетать традиционные и эгалитарные представления о мужественности и женственности."

Откуда матриархальные мотивы в таджикских народных сказках - можно узнать из статьи Загадочная страна Маргуш.
Tags: Маргиана, Средняя Азия, пережитки матриархата, сказки
Subscribe

Posts from This Сommunity “Маргиана” Tag

  • Маргиана и сома.

    Продолжаю "раскопки" моей любимой Маргианы. Я там в армии служил, и в "самоволку" ходил на раскопки городища Ниса близ селения…

  • Матриархальный "интернационал".

    Источник картинки. Эта статуэтка была найдена в Узбекистане около города Термеза на берегу Амударьи при раскопках Кара-тепе (Чёрного холма).…

  • О единой культурной общности эпохи неолита.

    На форуме "Новый Геродот" некто под ником Капитан Копейкин говорит, что, разбираясь в анауской керамике, он встретил изображение лабриса.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments