Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Семиозис женских культов космогонического цикла в культуре Древнего Египта (1).

Авторы - Ромах Ольга Викторовна, Стерликова Марина Сергеевна - ТГУ им. Г. Р. Державина.

"Космогонические представления древних египтян уходят своими корнями в первобытную эпоху, связанную со временами матриархата, когда Великая Богиня считалась наивысшим божеством и мыслилась источником жизни Вселенной. Поэтому мифология Древнего Египта насчитывает огромное количество женских божеств.

Но прежде чем перейти к рассмотрению образов богинь, необходимо отметить следующие характерные черты древнеегипетской космогонии: Космогония Древнего Египта признаёт наличие следующих основных элементов - первобытного водного хаоса и элементов-стихий, выделившихся из него в определённой последовательности – водного пространства, к которому возводились все виды влаги (небесной, земной и подземной); воздушного пространства: неба и атмосферы (воздуха, ветра); земли и огненной субстанции - солнца.

Образы божеств, являющихся олицетворением элементов-стихий, из которых была создана Вселенная, несут черты тотемизма и предстают в зооморфном облике, что указывает на их древнейшее происхождение, имеющее отношение к эпохе первобытности. Очень часто каждая стихия соотносится с теми живыми существами, которые органически с нею связаны. Со временем мифологические образы приобрели антропоморфный характер, но черты тотемизма так до конца и не исчезли.

Показательно, что божественное животное, олицетворяющее тот или иной элемент-стихию, обязательно является самкой, и это положение остаётся неизменным на стадии антропоморфизма. Задачи данного исследования состоят в рассмотрении образов, символов и атрибутов наиболее древнейших женских божеств космогонического цикла, известных ещё на заре древнеегипетской цивилизации, и определении их места в космогенезисе.

I. Первостихия – водный хаос.

Различные концепции хаоса сходятся на том, что до сотворения мира все элементы были смешаны в неразделённую массу, не жидкую и не твёрдую, не горячую и не холодную, когда ничто ни от чего не отличалось и представляло собой бесформенную Вселенную. Древние мудрецы называли эту эпоху эпохой Великой Богини, воплощающую изначальный океан крови, утробу, порождающую всё сущее и пребывающую в состоянии «тёмной бесформенности», когда всё
находилось только в зачатии [5, с. 429]. Египтяне называли Великую Мать, пребывающую в этом состоянии, именем Тему, Глубина или Маа, которая произвела исходные элементы существования: воду, тьму, ночь и вечность [5, с. 429]. Универсальное материнское слово «Маа» обозначало не только имя Богини, но и иероглифический знак глаза, что говорит об отождествлении с Всевидящим Оком [5, с. 359].

Следует отметить, что в культуре Древнего Египта хаос имел связь с водной стихией, т. е. представлял собой бесформенное водное пространство, предвечный океан. Это представление о первобытном океане, который мыслился как живое существо, видимо, сложилось ещё в эпоху первобытности. После образования остальных элементов-стихий и разделения мира на несколько сфер – небо, атмосферу; землю и подземный мир – воды оказались разделёнными в пространстве, хотя известная связь и взаимодействие между ними сохранились. Одним из древнейших древнеегипетских олицетворений Великой Богини в состоянии извечного водного хаоса является богиня Нехбет (Нехебт), старшая из женской триады Мут, состоящей из девы Маат, матери Хатор и старухи-грифа (в некоторых источниках коршуна или ястреба) [5, с. 429]. Важно отметить, что в Древнем Египте грифы считались птицами исключительно женского пола; кроме того, египтяне верили, что своё потомство они зачинали от воздуха, без какого-либо мужского участия [5, с. 482].

На стенах храмов, саркофагах можно увидеть фигуры летящих грифов (коршунов) – изображения богини Нехбет, сжимающих в лапах кольца «шен». Кольцо «шен» является главным атрибутом Нехбет и одновременно иероглифом, имеющим значение «Вечность» . Это говорит о том, что древние египтяне знали о сакральном значении формы круга, лежащей в основе всего мироздания, и связывали его с женским началом.

Как богиня, олицетворяющая Вечность, Нехбет имела связь с символикой белого цвета, который у египтян символизировал чистоту, святость, сакральное место. В культурах разных народов белый цвет считается источником остальных цветов, поэтому такая связь подчёркивала представление египтян о богине Нехбет как источнике (материнском лоне), из которого всё возникает и куда всё возвращается. В связи с этим Нехбет имела эпитет - «белая из Нехена (священный город богини)» [1,т.II]. Когда её образ приобрел антропоморфные черты, она стала изображаться в виде женщины с хохолком коршуна на голове и Белой короне Верхнего Египта. Частым атрибутом богини является лотос, который в Египте считался символом возникновения мира из первичных вод хаоса.

Помимо вышеперечисленных функций, в египетской мифологии Нехбет выступает в роли Ока. Например, в «Текстах пирамид» она является «глазом Гора», в поздних текстах – «солнечным глазом» [1, т.II]. Поэтому после объединения Верхнего и Нижнего Египта образ Нехбет соединяется с образом верховной богини Нижнего Египта – Уаджет, которая также выполняла функции всевидящего Ока.

Таким образом, согласно древнеегипетской концепции, хаос – это лоно, в котором зарождается мир и содержится некая энергия, приводящая к порождению. В ранних верованиях египтян хаос был связан с женским началом и водной стихией, лишь позже в мифологии Древнего Египта появляется мужской образ первородного океана Нуна.

II. Водная стихия.

1. Как говорилось ранее, согласно древнеегипетской мифологии, в первую очередь из хаоса выделяется вода. После образования остальных стихий и разделения мира на несколько сфер, воды также оказались разделёнными в пространстве на небесные, земные и подземные; но взаимодействие между ними сохранилось [4, с. 56].

Олицетворением небесных (космических) вод в египетской мифологии является богиня Тефнут. Несмотря на то, что она фигурировала в гелиопольской мифологической версии творения, культ данной богини прослеживает более древние истоки.

Согласно гелиопольской версии, божество солнца Атум-Ра породил Тефнут (влагу) и Шу (воздух), которые образовали первую пару космических элементов и дали жизнь противоположным силам мужского и женского начала – земле и небу (Гебу и Нут) [1, т. II, с. 7]. В дальнейшем Тефнут и Шу приобрели эпитет - «глаза властелина неба», то есть стали солнцем и луной. В городе Буто эта пара богов почиталась даже в образе фламинго - мифическом образе небесных светил (Луны и Солнца). Тефнут отождествляли с глазом Луны, поэтому здесь можно видеть женское начало Луны с её властью над элементом воды [5].

Как богиня влаги, имеющая власть над огненной стихией, Тефнут имела эпитет «госпожи пламени» и изображалась в образе львицы, связанном с солнечной (огненной) символикой, и анкхом в руках [1, т. II] – символом дарующих жизнь свойств элементов воздуха и воды (рис. 5).

Важно отметить, что в древнеегипетской мифологии сохранились упоминания о том, что иногда Тефнут через различные мифические связи принимала облик солнечного глаза и становилась змеёй Уреем, из-за чего имела эпитет «налобная змея на голове всех богов» . Исходя из этого, можно предположить, что культ богини Тефнут имеет древнейшие истоки и восходит к временам матриархата, когда и солярное и лунное божества связывались в представлении людей с женским началом. Гелиопольский миф о творении и появление в нём близнеца Шу - более поздняя мифологическая версия, связанная с возникновением патриархальных отношений в древнеегипетском обществе и возвышением культа мужского солнечного божества.

Здесь также следует отметить, что выпадение атмосферных осадков (как ещё одного варианта небесной влаги) было связано в мифологии Древнего Египта с плачем богини Исиды, которая в данном случае выступала в роли атмосферного божества.

2. Представление египтян о земных водах было связано с Нилом, без которого не мыслилось существование страны. Культ Нила и обитающих в нём живых существ имел в Египте огромные масштабы, в связи с этим в древнеегипетской мифологии присутствует образ космического божества Хапи, почитаемого на территории всей страны как «высокий Нил, который даёт жизнь всей стране своим питанием». Центром культа было ущелье Гебель-Сильсиле; место, где, как считалось, из подземного царства (дуат) выходят «ключи Нила». Данное божество изображалось в образе мужчины с большим животом и женской грудью, на голове помещалась тиара из папирусов, а в руках – сосуды с водой [1, т. II, с. 582].

Женские черты в образе божества Нила говорят о древнейших матриархальных истоках культа великой реки. В связи с этим многие исследователи полагают, что этот образ речного бога-андрогина восходит к образу древней богини воды Нейт, которая, видимо, в доисторические времена являлась олицетворением земных вод – реки Нила. Как богиня, олицетворяющая водную стихию, она представлялась египтянам источником жизни и считалась первоначальным семенем, из которого появились как люди, так и боги, то есть имела функции демиурга. Как олицетворение реки, её образ был связан с существами её населяющими, поэтому в мифологии нередко Нейт выступает в роли матери крокодила Себека и всех крокодилов. В этом качестве она изображалась женщиной в Красной короне Нижнего Египта, кормящей грудью двух маленьких крокодилов [4]. Но исследователи не исключают того факта, что, возможно, в древнейшие времена она сама изображалась самкой крокодила.

Позднее, в связи с господством патриархата её образ постепенно начинает вбирать мужские черты. Из богини воды она постепенно трансформируется в богиню войны. Её символом становится щит с 2-мя перекрещёнными стрелами. Щит богини, называемый Хемесут, считался самостоятельным существом, олицетворением женской творческой силы, он представлял собой дополнение к мужскому двойнику Ка [2]. Графический образ Нейт - иероглиф, который обычно толкуют как стилизованный рисунок двух связанных вместе луков, что характеризует богиню как хранительницу лука (рис. 6).

Таким образом, в Нейт соединились одновременно мужское и женское начало. В новом двуполом состоянии богиня приобрела эпитеты - «Великая Нейт – мать богов Амаунтет, которая родила Раттауи, великую Ихет, родившую солнце», «отец отцов и мать матерей», «открывательница путей (на запад)», «жизненное начало (женский аспект души) древнего бога-творца Хнума» [2].

Владычицей морских вод в древнеегипетской мифологии считалась богиня Исида. Такое представление о богине восходит к ранним египетским верованиям, и подтверждением этому служат сохранившиеся изображения Исиды с лодкой в руках. Считается, что первыми почитателями морской богини были рыбаки, жившие в районе города Буто. В качестве повелительницы морских вод, в древних мифах Исида часто отождествлялась с Луной, что подчёркивало власть Луны (Исиды) над водой (морскими приливами).

3. Египтяне объясняли и наличие подземных вод. Как уже говорилось ранее, согласно их представлениям, Нил вытекал из двух пещер, охраняемых священной змеёй. Пещера является древним символом Богини. Вода, вытекающая потоками из тела Богини во времени сотворения мира – распространённый символ, характерный для многих культур [5].

О том, что небесные, земные и подземные воды, в представлении древних египтян, постоянно взаимодействовали в пространстве, говорит тот факт, что божества, олицетворяющие небесные светила – Солнце и Луну - часто изображались передвигающимися на лодках.
Tags: Египет, мифология
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Конец проекта.

    Я завёл альтернативный бложик Matriarchal Studies, и, наверно, теперь буду писать там. Как-то неспокойно и неуютно я себя чувствую здесь, в ЖЖ, в…

  • Баба Яга эпохи постмодерна.

    В наше время в Сети можно встретить множество ненаучных реконструкций древнего язычества. Обычно я игнорирую их, а самые "прикольные" (на…

  • Странное новшество.

    Сегодня при просмотре статей сообщества по метке "лжеистория" я обнаружил новшество, которого раньше не было. Эта хрень появилась в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments