Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Амазонки и лабрисы.

Е. Г. Кастанаян в своей статье "Амазономахия на мозаике из Аполлонии Иллирийской" анализирует мозаику, обнаруженную в 1959 году при раскопках античного города Аполлонии Иллирийской.

На общем виде этой мозаики я обнаружил три лабриса.

amaz1
Рисунок 1. Общий вид мозаики.

Так как здесь изображается сражение греков с амазонками, то лабрисы проще всего истолковать как обоюдоострые секиры, боевое оружие амазонок.

Но если лабрисы были столь эффективны в бою, то, спрашивается, почему мы не видим их в руках греков? Однако мы не видим здесь и того, чтобы сами амазонки орудовали лабрисами как мясники - топорами.

amaz2
Рисунок 2.

На рисунке 2 мы видим фрагмент мозаики, на котором Ахилл держит на руках тело убитой им Пентесилеи под стенами Трои. Рядом мы видим лабрис и щит в виде лабриса.

amaz4
Рисунок 3. Две амазонки, наступающие на грека.

На рисунке 3 коленопреклонённый грек молит о пощаде, но амазонка справа выхватывает меч из ножен, очевидно, чтобы снести ему голову с плеч. При этом амазонка слева держит правой рукой вертикально поднятый лабрис.

Е. Г. Кастанаян так комментирует эту сцену: "Слева на грека наступает вторая амазонка. Фигура её, как и фигура первой амазонки, обращена в три четверти к зрителю. Голова повёрнута вправо, левой ногой она делает выпад, правой рукой заносит секиру над головой грека, а в левой держит пельту [1]."

Здесь есть одно "но". Дело в том, что на множестве изображений лабрис присутствует в момент смертельной опасности, однако убийство (или жертвоприношение) совершается иным орудием. Как, например, на этом этрусском изображении:

лабрис

Здесь голову отрезают мечом, но при этом рядом держут вертикально поднятый лабрис. Примерно то же самое мы видим и на рис. 3.

А вот ещё похожая картинка, демонстрирующая сожжение еретиков в XVll веке:

сожжение еретиков

Здесь тоже крест присутствует в момент казни еретиков, но казнятся они не ударом креста по голове, а сожжением на костре.

Вполне возможно, что тот художник из Аполлонии Иллирийской, который в своё время изготавливал эту мозаику, мог и не знать о религиозном аспекте лабриса. В некотором парадоксальном отношении, минойская эпоха для нас ближе, чем для греков классического периода, особенно после раскопок Артура Эванса на Крите, и мы сейчас знаем о лабрисе больше, чем греки. Однако, безусловно, что и в те времена сохранялась традиция, и по традиции многое изображалось так, как в стародавние времена. Очевидно, тогда ещё встречались минойские и микенские росписи, представляющие сцены, подобные той, которую мы видим на этрусском изображении. Таким образом лабрис отождествлялся с более древней, до-греческой культурой Эгеиды. И амазонок греки относили к той же эпохе. Поэтому неудивительно, а, скорее, даже вполне естественно, что на мозаике, изображающей амазономахию, было представлено так много лабрисов. В фильме "Семнадцать мгновений весны" тоже полно изображений свастики; а если бы её не было, никто не понял бы, где находится Штирлиц и с кем он ведёт борьбу.

Штирлиц
-----------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Пельта - лёгкий кожаный щит, имеющий форму полумесяца.

Tags: амазонки, лабрис
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments