Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Коллиридиане.

"Около 375 года Епифаний, епископ Кипрский, написал "Панарион" - энциклопедический компендиум ересей своего времени. Название его книги означает "аптечку", из которой читатели должны извлечь лекарства и противоядия от опаснейших заблуждений, распространённых в ту эпоху.

Одна из осуждаемых им группировок в наше время привлекла интерес учёных как любопытный пример "подводных течений" в раннем христианстве. По Епифанию, в Аравии обитали коллиридиане - сектанты, возглавляемые женщинами и почитавшие Деву Марию как божество (или что-то вроде того); они справляли в её честь календарные праздники, и на этих праздненствах торжественно вкушали освящённые хлебы или пироги. От слова, означающего "пирог" - kolluris, - и происходит название секты", - сообщает Филипп Дженкинс в своём исследовании "Многоликий Христос. Тысячелетняя история тайных евангелий".

Википедия добавляет: "Община эта состояла из женщин, которые довели почитание и поклонение в честь Девы Марии до такой степени, что в честь неё сами женщины священнодействовали, предлагали хлеб (др.-греч. κολλυρίδα) и возносили жертву во имя Марии. После этого все они причащались от хлеба. В качестве престола для хлеба женщины использовали четвероугольное седалище (кресло), на которое стелили белое полотно и клали хлеб".

Роберт Грейвс присовокупляет, будто точно такие же лепёшки некогда жертвовали Аштарот.

"Можно предположить, что эти коллиридиане lV века представляли собой лишь "вершину марианского айсберга", что в сущности "в первые века христианской эры существовала организованная и широко распространённая религия Марии"", - замечает Мустафа Акийол в своей книге "Исламский Иисус. Как Царь Иудейский стал у мусульман пророком". Классический мусульманский учёный Ибн Хазм аль-Андалуси упоминает секту «аль-Барбарания», которые считали Иисуса и Деву Марию богами (аль-Милал уан-Нихал 1/27). Мариямиты, которые были изгнаны из Иерусалима за свои еретические взгляды в те времена, бежали в Медину и основали там колонию. Одним из тех Мариямитов был Варака, близкий друг Хадиджы, которая сама являлась Мариямиткой, работодателем Мухаммеда, наперсницей, а позже его первой женой. Мухаммед и Коран попытались опровергнуть это ошибочное верование в Суре 5 Аль Маида (Трапеза) в 116 аяте: «И вот сказал Аллах: “О Иса, сын Марйам! Разве ты сказал людям: “Примите меня и мою мать двумя богами кроме Аллаха?”

"В элевсинских мистериях символом богини Деметры был хлеб, а Богочеловека Диониса - вино. Первые христиане также отождествляли хлеб с Марией, а вино - с Иисусом, именуемым «истинной виноградной лозой» в Евангелии от Иоанна. Буквалист Епифаний с ужасом отмечает, что коллиридиане причащались во имя «Марии, Царицы Небесной»: «Они украшают кресло или трон, покрывают его льняной тканью, а в определённое священное время кладут хлеб и возносят его во имя Марии; и все вкушают от этого хлеба».

Да, в эпоху раннего христианства, особенно в гностической среде, женщины занимали гораздо более высокое положение, чем в последующую эпоху средневековья. Филипп Дженкинс задаётся вопросом: "Что, если в церкви сохранились бы такие женоцентричные тексты, как Евангелие Марии или пространный гностический трактат под названием Пистис София ("Вера премудрости"), главная героиня которого - Мария Магдалина? Очевидно, вся история западного мира пошла бы тогда по иному пути.

Напишу ещё несколько строк про лепёшки-"жаворонки", которые пекла по весне моя бабуся. Очевидно, эти лепёшки связаны с днём весеннего равноденствия 22 марта, в который древние язычники праздновали явление богини весны Остары (её имя восходит к общеиндоевропейскому корню *h₂wes- «сиять, блистать»). Имя Остара напоминает Ашторет, а лепёшки-"жаворонки" напоминают те витые лепёшки, которые пекли женщины-коллиридиане.
Tags: христианство
Subscribe

  • "Двоеверие" в Элладе.

    Найджел Пенник говорит, что " в материковой Греции дорийцы сохранили многие старые святилища до-микенских времён. Помимо того, они построили…

  • Афина Спасительница.

    В продолжение записи Языческие храмы как убежища. Плутарх в жизнеописании Солона (Солон, 12) повествует о конце Килонова мятежа. «Уже с…

  • Афина Казуистика, вышедшая из головы Зевса.

    "Помимо Варрона имеется и ещё одно весьма примечательное свидетельство существования материнского права в древнейшую эпоху афинской истории, -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments