Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Кто прав - о. Александр Мень или проф. Зубов?

О. Александр Мень в своей "Истории религии" пишет:

"Греческие племена переселились на Балканы около 2000 года до Р. Х., в эру великих семитических и индоевропейских миграций. Пришли они из тех земель, где обитали предки арьев, иранцев, хеттов, двумя путями: через северные горные дороги и через острова Эгейского моря вторглись эллины на Пелопоннес и в Фессалию. Хотя до нас почти не дошло легенд, связанных с этим временем, но, во всяком случае, очевидно, что сначала туземцы оказали грекам отчаянное сопротивление. Но греки, которые имели лучшее оружие, сломили его. Толстый слой пепла, отделяющий догреческий и греческий археологические слои, молчаливо свидетельствует о страшных пожарах, бушевавших на развалинах туземных городов.

Кто же были эти туземцы? Вопрос немаловажен, ибо они, смешавшись с пришельцами, сохранили элементы своей культуры, которые постепенно стали неотъемлемой частью культуры греческой. Что они не принадлежали к эллинским племенам - это, кажется, помнили и сами греки, называвшие их пеласгами. Древние названия городов Коринф, Тиринф и др. - не индоевропейского происхождения. Скорее всего пеласги были сродни критянам".

Итак, о. Александр Мень считает, что догреческое население Эгеиды - пеласги - были не индоевропейского происхождения.

Теперь посмотрим, что говорит проф. Зубов в своей "Истории религии":

"Дорогие друзья, мы с вами переходим к новой очень большой теме – теме греческой религии, греческой культуры и, в этом смысле, это новый этап. Но, с другой стороны, это продолжение того, о чём я рассказывал только что, говоря о религии хеттов. Потому что через хеттскую религию мы познакомились с древними, доведическими, индоевропейскими религиозными формами, с древнейшей индоевропейской культурой, которая прорывается в Малую Азию, Сирию и Палестину.

Но, одновременно с движением ариев в Переднюю Азию, происходит и движение арийских племён в Грецию. Это довольно сложный процесс, и мы сейчас ещё не можем до конца восстановить последовательность событий, но речь опять в основном будет идти об индоарийской доведической традиции, хотя и в другой её форме. Мы с вами будем говорить о самом раннем периоде греческой цивилизации – о критской или, как её назвал сэр Артур Эванс, минойской цивилизации.

Но теперь мы знаем, что этот остров был не сам по себе, и его культура была не сама по себе, что арийская традиция до Крита уже пришла в Малую Азию из региона, расположенного к северу от Чёрного моря, между Карпатами и Волгой. Так что, в некотором смысле, арийская традиция Крита - это продолжение, если угодно, арийской переднеазиатской традиции. Вот так всё сплетается.

Жители Крита, хотя и были очень сильно связаны с хеттской малоазийской традицией и умели писать и иероглификой, и определённым линейным письмом, писали очень мало - мы не знаем до сих пор, почему. Текстов на Крите найдено немного, и они очень лапидарны. Больше текстов найдено на материке, в Микенах. Но всё равно это очень мало. По крайней мере, мы пока не нашли. Возможно, в будущем будут найдены какие-то библиотеки. Но даже если эти библиотеки будут найдены, то, дорогие друзья, нет никакой гарантии, что мы сможем ими воспользоваться. Потому что ни критское иероглифическое письмо, похожее на лувийское, ни так называемое линейное письмо А, от которого осталось очень мало памятников, мы не можем прочесть уже более ста лет".

Интересно, как это? Если Крит, по Зубову, является продолжением арийской переднеазиатской традиции, если критяне и хетты - разные "ветви" индоевропейцев, то почему же хеттские письмена прочитаны, а критские никак не читаются? Не противоречит ли сам сам себе проф. Зубов?

Далее проф. Зубов рассказывает о расшифровке критского линейного письма В, на котором писали в микенскую эпоху, когда на острове хозяйничали греки-ахейцы, и, естественно, "оказалось, что это - греческий язык. Конечно, это не современный греческий язык, это и не язык Платона и Софокла и даже не язык Гомера. Это язык другой, архаический, но он примерно так же отличается от более позднего греческого языка, как древнерусский язык отличается от нашего современного русского языка. То есть это один язык в его эволюции, и это язык, безусловно, индоевропейский.

О том же, кто писал на линейном письме А и говорил этим языком, мы можем только догадываться, и учёные спорят на этот счёт. Сейчас по целому ряду признаков выдвигается точка зрения, что всё же это индоевропейский язык (см., например, книгу: S. Alexiou. Minoan Civilization. Heraclion, 1973). То есть это индоевропейский язык, но не греческий, а язык тех архаичных индоевропейских народов - народов Пафлагонии, Лувии, которые вместе с хеттами осели в Малой Азии и Сирии и которые в III тысячелетии, в 2700-2600 гг. до Р.Х., переплыли на Крит. И это, видимо, не хеттский язык.

В этом языке целый ряд названий поселений оканчивается на -нфос, -ссос, -тос. Например, Коринфос, Кноссос, Фестос, Ликабетос — это общие характерные для лувийского языка и для древних архаичных индоевропейских языков формы. Причём окончание «ссос» в лувийском языке - это притяжательная форма, то есть нечто принадлежит кому-то. Соответственно, город принадлежит некоему человеку с именем, которое в притяжательной форме заканчивается на двойное «с».

Так же и названия гор: Олимпус, Ида, Берекинтос, Инатос, Ликастос, Тарра — это названия, которые есть и в Малой Азии, которая когда-то была индоевропейской, хеттско-лувийско-пафлагонской, и в Греции. То есть это подтверждает факт пришествия на Крит первой волны индоевропейцев из Малой Азии. Индоевропейцы, как предполагает известный британский археолог Дж. Мелларт, пришли в Малую Азию в начале III тысячелетия до Р.Х., и из неё потом - на острова греческого архипелага и на Крит."

По-моему, здесь проф. Зубов "притягивает за уши" лувийские окончания на -нфос, -ссос, -тос. Типа, город постороил некий мужик по имени Тиринф, значит этот город "Тиринфов", как, например, Борисов или Николаев. Хотя на самом деле сами греки не помнили, кто построил Тиринф и приписывали его строительство циклопам.

Лично я склоняюсь к мнению о. Александра Меня. Коринф, Тиринф и др. - это топонимика до-греческая. Как у нас, в России, есть топонимика до-славянская и до-русская. Пришли, к примеру, русские казаки в Сибирь и спрашивают у местных - как эта река называется? Они им в ответ - Обь. Ну, Обь, так Обь. Точно так же и Конинф. Википедия говорит, что название этого города происходит из догреческого пеласгийского языка
.

"Ха! - парирует проф. Зубов, - пеласгический язык – это древнегреческий язык, но со значительной примесью лувийского языка [1]. "Пеласги — это была первая волна ариев, примерно около первой половины - середины III тысячелетия". "Бронза появляется на Крите около 2600 года до Р.Х., возможно, как раз благодаря инвазии первых индоевропейских догреческих племён (какое, однако, словосочетание!)."

Но далее он высказывает предположение, в котором он снова противоречит сам себе.

"Эванс считал, что Крит был заселён около восьми тысяч лет до Р.Х., сейчас учёные склоняются к тому, что несколько позже — около шести тысяч лет до Р.Х. Но, забегая вперёд, могу сказать, что сами по себе критские дворцы — это уникальные комплексы, которые напоминают древние города малоазиатского среднего неолита (VI-V тысяч лет до Р.Х.). Это, если угодно, город-дом. То есть весь город под одной крышей.

Вы помните, что такие города были в эпоху неолита как раз в Малой Азии - это Чатал-Хююк, это Хаджилар, и, кстати говоря, тот же Илион. И эти города были сожжены и погибли как раз на грани VI и V тысячелетий до Р.Х. И их люди куда-то должны были деться. Да, многие погибли, и при раскопках найдены погибшие, но, безусловно, большинство людей всё-таки куда-то ушло. И у меня есть предположение, что это очень высокоразвитое неолитическое население Малой Азии, население вот этих, как я их называю, священных городов, возможно, бежало от завоевателей - мы не знаем, кем были эти завоеватели, - на Крит. И поэтому на Крите постепенно создаётся цивилизация".

Вот такую цепочку выстраивает проф. Зубов: пеласги — это была первая волна ариев, которые вышли из Чатал-Хююка и Халжилара. Соответственно, в Чатал-Хююке, если верить проф. Зубову, тоже жили арии. Арии, арии, кругом одни арии...

В продолжение темы см.: Индоевропейцы (арийцы) über alles.



------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Геродот в своей Истории указывает, что когда-то весь Крит населяли варвары [I, 174]. "Вы понимаете, - говорит проф. Зубов, - что варвары - это те, кто говорят не на греческом языке". Всё, кажется, профессор "влип": сам "отец истории" говорит, что пеласги - это никакие не арии. Но Зубов "выкручивается": Понимаете, он говорит, "индоевропейские языки пеласгического типа, а уж, тем более, лувийские, звучали как варварские для греческого уха".

Tags: Греция, Крит, арии, пеласги, языкознание
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments