Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Нынешняя патриархальная "луна" - это бывший матриархальный "месяц".

Замечательный текст у devibhakta в Символизм Луны в индуистской Тантре.

"Мы привыкли считать, что Луна это олицетворение женского начала, тогда как Солнце – мужского. В этом отношении на наши взгляды наложила отпечаток античная мифология. У древних греков Солнце это бог Гелиос, а Луна – богиня Селена, при этом данные божества оказываются братом и сестрой [Лосев 2009: 189-191, 192]. У римлян это соответственно бог Сол и богиня Луна (впоследствии Диана), отсюда и русское слово Луна, берущее начало из латыни [Мифы 1992: 78]. Также и в китайской традиции Луна ассоциируется с пассивным и женским инь, а Солнце – с активным и мужским янь [Кобзев 1994: 139]. Не забудем ещё, что в арабо-персидской (как, впрочем, и в индийской) поэзии ночное светило постоянно ассоциируется с прекрасным женским лицом. Поэтому и Луна в современных расхожих представлениях связывается с волшебным, магическим эротизмом.

Однако в архаичных формах гендерная полярность носит обратный характер. На это указывает и исконно славянское слово Месяц – он, мужчина. У древних балтов юноша-Месяц женится на девушке-Солнце, а затем покидает её [Мифы 1992: 78]. В японской мифологии солнечная богиня Аматэрасу враждует с лунным богом Цукуёми [Мифы 1991: 66]. И лишь в значительно более поздний период Луна приобретает черты женского персонажа. В христианской Европе она начинает связываться со всем запретным и потаённым: плотским соблазном, магией, гаданиями...

В мифологии, религиозной жизни и календаре Индии Луна играет весьма значительную роль. Индийцы унаследовали архаичный взгляд на Луну именно как на мужское божество. Бог Луны в санскритской литературе носит имя Сома (в более поздних источниках – Чандра), а также множество других имён и эпитетов. Приведём только некоторые из них, чтобы показать, какое внимание в индийской культуре уделяется Луне и чем она связывается: indu, tārā-rāja (букв. «царь звёзд»), tārādhipa («повелитель звёзд»), tārā-pati («супруг звёзд»), tārā-ramaṇa («возлюбленный звёзд»), śaśa-dhara («носящий [изображение] зайца»), śaśa-lakṣana («имеющий изображение зайца»), śaśāñka, śaśin, sudhāṃśu («нектаро-лучистый»), sudhākara («источник нектара»), hima-kara («вызывающий холод»), hima-mayūkha («хладно-лучистый»), hima-raśmi («хладнолучистый»), hima-śratha («дающий холод»), himārśu («хладнолучистый»).

В Ригведе Сома, наряду с Индрой и Агни входящий в триаду наиболее почитаемых богов, это прежде всего божество священного напитка, чей состав остаётся загадкой до сих пор, и растения, из которого изготавливался данный напиток. В большинстве гимнов Ригведы Сома никак не связывается с Луной (подробнее см. [Ригведа 1999: 323–353]). Такая связь устанавливается только в позднем, свадебном гимне Х.85, где Сома выступает женихом, а Сурья (sūryā), дочь бога Солнца Савитара – невестой [Там же: 220–224].

В гимне, в частности, есть такие слова:

Рождаясь, он возникает каждый раз новым,
Как символ дней он идёт впереди утренних зорь,
Приходя, он устанавливает долю богам.
Далеко простирает месяц [свою] жизнь (Х. 85.19) (цит. по: [Там же: 221]).

Третья строка указывает на то, что время для жертвоприношений высчитывалось по лунному календарю [Там же: 484]. Гимн демонстрирует идеальный прототип свадьбы, которому должны подражать все человеческие свадьбы на земле. Стихи этого гимна до сих пор исполняются на индуистских свадьбах [Пандей 1990: 171, 182; Ригведа 1999: 483].

В послеведийский период, когда сома-напиток исчезает из ритуального употребления, бог Сома всецело становится божеством Луны и покровителем плодородия. Он ассоциируется с утренней росой и влагой, а его холодные лучи, как полагали, благоприятствуют росту растений. В генеалогическом плане Сома считается сыном мудреца Атри и внуком Брахмы, а также родоначальником знаменитой Лунной династии царей, к которой принадлежат и герои Махабхараты – пандавы и кауравы. Помимо этого, Сома включается в число хранителей мира (lokapālāḥ), ему принадлежит северо-восток [Индуизм 1996: 256, 402–403; Мифы 1992: 462].

Из мифов, связанных с Сомой, наиболее известны три. В первом из них бог Луны соблазняет (или похищает) Тару (tārā, букв. «звезда»), супругу своего двоюродного брата Брихаспати. И хотя Соме приходилось вернуть прекрасную Тару мужу, от этой связи рождается сын Будха (олицетворение планеты Меркурий). Одна из версий этого мифа излагается в ДБхП I.11 [Девибхагавата-пурана 2018, 1: 46–50].

Во втором мифе бог Луны Сома женился на двадцати семи дочерях Дакши, олицетворяющих двадцать семь созвездий лунного зодиака. Из всех своих жён Сома отдавал предпочтение Рохини, и поэтому остальные его жёны пожаловались своему отцу. В итоге Дакша наложил проклятие на Сому, из-за чего тот стал чахнуть и таять. Через пятнадцать дней дошедший до изнеможения бог покаялся перед тестем, и Дакша вернул ему здоровье, на что потребовалось ещё пятнадцать дней. С тех пор Луна всякий раз убывает в течение тёмной половины месяца и прибывает в течение его светлой половины. Данный миф излагается, в частности, в Мбх XII и в КП 20–21.

Таким образом, Сома, как и полагается божеству, связанному с плодородием, фигурирует прежде всего в мифах, связанных с эротикой и сексом.

Третий миф служит для объяснения лунных затмений. Согласно ему, когда после пахтания Молочного океана боги стали пить добытую ими амриту, в их ряды пробрался асура Раху. Сома и Сурья разоблачили асуру, и Вишну своим диском немедля снёс ему голову. Однако благодаря тому, что Раху успел пригубить амриту, которая дошла до его горла, его голова обрела бессмертие и вознеслась в небо. С тех пор Раху мстит Луне и Солнцу, время от времени проглатывая их. Тогда и происходят лунные и солнечные затмения (Махабхарата I.17.4–9) [Махабхарата 1992: 80–81]. Согласно одной из версий этого мифа, среди прочих сокровищ, появившихся в результате пахтания океана, была и Луна, которую взял себе Шива. С тех пор полумесяц украшает волосы великого бога, служа одним из его атрибутов (Вишну-пурана I.9.97) [Крамриш 2017: 179].

Несколько иную роль Луна играет на этапе становления индийской философской мысли. В упанишадах она cвязывается с реинкарнацией и выступает своего рода промежуточной стоянкой на пути перерождений. В Каушитики-упанишаде (1.2) Луна именуется «вратами небесного мира». Утверждается, что подвижники, живущие в лесу, после смерти достигают Брахмана и снова не рождаются на Земле. Это так называемый «путь богов» (devāyana), но он для немногих. Люди же, ведущие мирской образ жизни, уходят «путём предков» (pitṛyana) и оказываются на Луне. Пробыв там, пока не будут исчерпаны плоды их добрых деяний, их души затем превращаются в дождевую влагу и попадают в таком виде на Землю. Душа увлажняет растение и сама становится растением, когда же это растение съедает человек или животное, она входит в его семя и так перевоплощается. Добродетельные люди рождаются в благородных семьях а грешники – среди неприкасаемых или нечистых животных (собаки, свиньи) (Чхандогья-упанишада V.10. 1–7; Брихараньяка-упанишада VI.2.13–16; Прашна-упанишада 1.9–10; Каушитаки-упанишада 1.2–3; Шатапатха-брахмана II.1.3.1–9 [Упанишады 2000: 331, 148–149, 505–506, 629].

В данном случае мы имеем дело с первой стадией формирования концепции сансары – переселения душ в индуизме. Окончательно эта концепция сложится в пуранах, где ее неотъемлемой частью станут представления о трёх видах кармы и многочисленных небесных мирах и адах, куда попадают те или иные души. Теперь Луна оказывается лишь одним из небесных миров."

                                                                                       +++++++

Здесь нужно ещё сказать, что "шумеры называли Луну "бородатым быком". В древнеиранской и древнеиндийской традициях бык - образ лунного божества. В Ригведе бог луны Сома часто характеризуется эпитетами ‘бык‘ и ‘самец‘. Священным животным аккадского бога луны Син и бога луны южных арабов Сами был бык. В Авесте говорится, что луна ‘содержит в себе семя быка‘. Египетский священный бык Апис назывался ‘быком луны‘, он якобы был произведён на свет лучом месяца.

священный бык луны
Священный Бык луны:
1- Италия, начало 2 тыс. до х. э.;
2,3- Германия, 3 тыс. до х. э.;
4- Армения, эпоха бронзы;
5- Грузия, эпоха бронзы;
6- Англия, неолит;
7- Центральный Кавказ, конец 2 тыс. до х. э.


Бог луны был супругом Великой Матери Кибелы, которая насылает на людей безумие, отсюда поверья у разных народов о связи луны с психическими расстройствами. Древние славяне крестились на луну [1]. В народных представлениях южных славян знак луны связан с потусторонним миром. Аккадский бог луны считался предком людей, источником зла и воплощением мудрости, его эмблемы, помимо полумесяца и быка, - змея, молния и корабль, ему была посвящена суббота. Хеттский мотив о луне, упавшей с неба, представляет собой позднейшее толкование мифа о боге преисподней, сброшенном с неба. В хеттском, адыгском и кетском языках слова, обозначающие символ луны и желтый цвет, одного корня; это потому, что жёлтый цвет - цвет золота, а золото и луна - атрибуты одного и того же божества, бога преисподней."

полумесяц и крест
Полумесяц и крест:
1- Югославия, 1 тыс. до х. э.;
2- Грузия, 6 век;
3- Россия, 12 век;
4- Древний Крит;
5- рельеф на стене церкви в Грузии, 5 век;
6- изображение на стене церкви в Иране, 7 век.


------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Голан А. Миф и символ / А. Голан. – М. : Русслит, 1993. – с. 41.
"Однако русские крестились на луну [7; с. 41], украинцы молились молодому месяцу [5; с. 173], а немцы – преклоняли колена и обнажали перед ним головы [7; с. 57].
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/45847/41-Cherneshova.pdf?sequence=1
Tags: Индия, бык, луна, мифология, символика
Subscribe

  • Маори(йка).

    Мерл Оберон (1911 - 1979 гг.), британская актриса, по матери - маори. Источник картинки. Полинези́йская ра́са (также океаноидная раса,…

  • Родовой строй полинезийцев.

    Формы распада родового строя. Замечательной особенностью исторического процесса в Полинезии был своеобразный путь распада родовых отношений. В…

  • Мать и дочь.

    Мать и дочь, 1950. Восточная Украина.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments