Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Нынешняя патриархальная "луна" - это бывший матриархальный "месяц".

Замечательный текст у devibhakta в Символизм Луны в индуистской Тантре.

"Мы привыкли считать, что Луна это олицетворение женского начала, тогда как Солнце – мужского. В этом отношении на наши взгляды наложила отпечаток античная мифология. У древних греков Солнце это бог Гелиос, а Луна – богиня Селена, при этом данные божества оказываются братом и сестрой [Лосев 2009: 189-191, 192]. У римлян это соответственно бог Сол и богиня Луна (впоследствии Диана), отсюда и русское слово Луна, берущее начало из латыни [Мифы 1992: 78]. Также и в китайской традиции Луна ассоциируется с пассивным и женским инь, а Солнце – с активным и мужским янь [Кобзев 1994: 139]. Не забудем ещё, что в арабо-персидской (как, впрочем, и в индийской) поэзии ночное светило постоянно ассоциируется с прекрасным женским лицом. Поэтому и Луна в современных расхожих представлениях связывается с волшебным, магическим эротизмом.

Однако в архаичных формах гендерная полярность носит обратный характер. На это указывает и исконно славянское слово Месяц – он, мужчина. У древних балтов юноша-Месяц женится на девушке-Солнце, а затем покидает её [Мифы 1992: 78]. В японской мифологии солнечная богиня Аматэрасу враждует с лунным богом Цукуёми [Мифы 1991: 66]. И лишь в значительно более поздний период Луна приобретает черты женского персонажа. В христианской Европе она начинает связываться со всем запретным и потаённым: плотским соблазном, магией, гаданиями...

В мифологии, религиозной жизни и календаре Индии Луна играет весьма значительную роль. Индийцы унаследовали архаичный взгляд на Луну именно как на мужское божество. Бог Луны в санскритской литературе носит имя Сома (в более поздних источниках – Чандра), а также множество других имён и эпитетов. Приведём только некоторые из них, чтобы показать, какое внимание в индийской культуре уделяется Луне и чем она связывается: indu, tārā-rāja (букв. «царь звёзд»), tārādhipa («повелитель звёзд»), tārā-pati («супруг звёзд»), tārā-ramaṇa («возлюбленный звёзд»), śaśa-dhara («носящий [изображение] зайца»), śaśa-lakṣana («имеющий изображение зайца»), śaśāñka, śaśin, sudhāṃśu («нектаро-лучистый»), sudhākara («источник нектара»), hima-kara («вызывающий холод»), hima-mayūkha («хладно-лучистый»), hima-raśmi («хладнолучистый»), hima-śratha («дающий холод»), himārśu («хладнолучистый»).

В Ригведе Сома, наряду с Индрой и Агни входящий в триаду наиболее почитаемых богов, это прежде всего божество священного напитка, чей состав остаётся загадкой до сих пор, и растения, из которого изготавливался данный напиток. В большинстве гимнов Ригведы Сома никак не связывается с Луной (подробнее см. [Ригведа 1999: 323–353]). Такая связь устанавливается только в позднем, свадебном гимне Х.85, где Сома выступает женихом, а Сурья (sūryā), дочь бога Солнца Савитара – невестой [Там же: 220–224].

В гимне, в частности, есть такие слова:

Рождаясь, он возникает каждый раз новым,
Как символ дней он идёт впереди утренних зорь,
Приходя, он устанавливает долю богам.
Далеко простирает месяц [свою] жизнь (Х. 85.19) (цит. по: [Там же: 221]).

Третья строка указывает на то, что время для жертвоприношений высчитывалось по лунному календарю [Там же: 484]. Гимн демонстрирует идеальный прототип свадьбы, которому должны подражать все человеческие свадьбы на земле. Стихи этого гимна до сих пор исполняются на индуистских свадьбах [Пандей 1990: 171, 182; Ригведа 1999: 483].

В послеведийский период, когда сома-напиток исчезает из ритуального употребления, бог Сома всецело становится божеством Луны и покровителем плодородия. Он ассоциируется с утренней росой и влагой, а его холодные лучи, как полагали, благоприятствуют росту растений. В генеалогическом плане Сома считается сыном мудреца Атри и внуком Брахмы, а также родоначальником знаменитой Лунной династии царей, к которой принадлежат и герои Махабхараты – пандавы и кауравы. Помимо этого, Сома включается в число хранителей мира (lokapālāḥ), ему принадлежит северо-восток [Индуизм 1996: 256, 402–403; Мифы 1992: 462].

Из мифов, связанных с Сомой, наиболее известны три. В первом из них бог Луны соблазняет (или похищает) Тару (tārā, букв. «звезда»), супругу своего двоюродного брата Брихаспати. И хотя Соме приходилось вернуть прекрасную Тару мужу, от этой связи рождается сын Будха (олицетворение планеты Меркурий). Одна из версий этого мифа излагается в ДБхП I.11 [Девибхагавата-пурана 2018, 1: 46–50].

Во втором мифе бог Луны Сома женился на двадцати семи дочерях Дакши, олицетворяющих двадцать семь созвездий лунного зодиака. Из всех своих жён Сома отдавал предпочтение Рохини, и поэтому остальные его жёны пожаловались своему отцу. В итоге Дакша наложил проклятие на Сому, из-за чего тот стал чахнуть и таять. Через пятнадцать дней дошедший до изнеможения бог покаялся перед тестем, и Дакша вернул ему здоровье, на что потребовалось ещё пятнадцать дней. С тех пор Луна всякий раз убывает в течение тёмной половины месяца и прибывает в течение его светлой половины. Данный миф излагается, в частности, в Мбх XII и в КП 20–21.

Таким образом, Сома, как и полагается божеству, связанному с плодородием, фигурирует прежде всего в мифах, связанных с эротикой и сексом.

Третий миф служит для объяснения лунных затмений. Согласно ему, когда после пахтания Молочного океана боги стали пить добытую ими амриту, в их ряды пробрался асура Раху. Сома и Сурья разоблачили асуру, и Вишну своим диском немедля снёс ему голову. Однако благодаря тому, что Раху успел пригубить амриту, которая дошла до его горла, его голова обрела бессмертие и вознеслась в небо. С тех пор Раху мстит Луне и Солнцу, время от времени проглатывая их. Тогда и происходят лунные и солнечные затмения (Махабхарата I.17.4–9) [Махабхарата 1992: 80–81]. Согласно одной из версий этого мифа, среди прочих сокровищ, появившихся в результате пахтания океана, была и Луна, которую взял себе Шива. С тех пор полумесяц украшает волосы великого бога, служа одним из его атрибутов (Вишну-пурана I.9.97) [Крамриш 2017: 179].

Несколько иную роль Луна играет на этапе становления индийской философской мысли. В упанишадах она cвязывается с реинкарнацией и выступает своего рода промежуточной стоянкой на пути перерождений. В Каушитики-упанишаде (1.2) Луна именуется «вратами небесного мира». Утверждается, что подвижники, живущие в лесу, после смерти достигают Брахмана и снова не рождаются на Земле. Это так называемый «путь богов» (devāyana), но он для немногих. Люди же, ведущие мирской образ жизни, уходят «путём предков» (pitṛyana) и оказываются на Луне. Пробыв там, пока не будут исчерпаны плоды их добрых деяний, их души затем превращаются в дождевую влагу и попадают в таком виде на Землю. Душа увлажняет растение и сама становится растением, когда же это растение съедает человек или животное, она входит в его семя и так перевоплощается. Добродетельные люди рождаются в благородных семьях а грешники – среди неприкасаемых или нечистых животных (собаки, свиньи) (Чхандогья-упанишада V.10. 1–7; Брихараньяка-упанишада VI.2.13–16; Прашна-упанишада 1.9–10; Каушитаки-упанишада 1.2–3; Шатапатха-брахмана II.1.3.1–9 [Упанишады 2000: 331, 148–149, 505–506, 629].

В данном случае мы имеем дело с первой стадией формирования концепции сансары – переселения душ в индуизме. Окончательно эта концепция сложится в пуранах, где ее неотъемлемой частью станут представления о трёх видах кармы и многочисленных небесных мирах и адах, куда попадают те или иные души. Теперь Луна оказывается лишь одним из небесных миров."

                                                                                       +++++++

Здесь нужно ещё сказать, что "шумеры называли Луну "бородатым быком". В древнеиранской и древнеиндийской традициях бык - образ лунного божества. В Ригведе бог луны Сома часто характеризуется эпитетами ‘бык‘ и ‘самец‘. Священным животным аккадского бога луны Син и бога луны южных арабов Сами был бык. В Авесте говорится, что луна ‘содержит в себе семя быка‘. Египетский священный бык Апис назывался ‘быком луны‘, он якобы был произведён на свет лучом месяца.

священный бык луны
Священный Бык луны:
1- Италия, начало 2 тыс. до х. э.;
2,3- Германия, 3 тыс. до х. э.;
4- Армения, эпоха бронзы;
5- Грузия, эпоха бронзы;
6- Англия, неолит;
7- Центральный Кавказ, конец 2 тыс. до х. э.


Бог луны был супругом Великой Матери Кибелы, которая насылает на людей безумие, отсюда поверья у разных народов о связи луны с психическими расстройствами. Древние славяне крестились на луну [1]. В народных представлениях южных славян знак луны связан с потусторонним миром. Аккадский бог луны считался предком людей, источником зла и воплощением мудрости, его эмблемы, помимо полумесяца и быка, - змея, молния и корабль, ему была посвящена суббота. Хеттский мотив о луне, упавшей с неба, представляет собой позднейшее толкование мифа о боге преисподней, сброшенном с неба. В хеттском, адыгском и кетском языках слова, обозначающие символ луны и желтый цвет, одного корня; это потому, что жёлтый цвет - цвет золота, а золото и луна - атрибуты одного и того же божества, бога преисподней."

полумесяц и крест
Полумесяц и крест:
1- Югославия, 1 тыс. до х. э.;
2- Грузия, 6 век;
3- Россия, 12 век;
4- Древний Крит;
5- рельеф на стене церкви в Грузии, 5 век;
6- изображение на стене церкви в Иране, 7 век.


------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Голан А. Миф и символ / А. Голан. – М. : Русслит, 1993. – с. 41.
"Однако русские крестились на луну [7; с. 41], украинцы молились молодому месяцу [5; с. 173], а немцы – преклоняли колена и обнажали перед ним головы [7; с. 57].
http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/45847/41-Cherneshova.pdf?sequence=1
Tags: Индия, бык, луна, мифология, символика
Subscribe

  • В саркофаге с Богиней.

    Древние египтяне на внутренней поверхности крышки саркофага изображали богиню неба Нут. Образ прекрасной Небесной Коровы относится не к тому…

  • Анахита.

    Автор блога Old Europe culture в своей статье " Анахита?" приводит изображение этого блюда с «танцовщицей» (как некоторые…

  • Три грации.

    Этот снимок сделал немецкий фотограф Асмус Реммер, служивший во время Второй мировой в вермахте. Калужская область, зима 1942-1943 гг.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments