
Котёл "Бога Дагды", большой каменный бассейн, обнаруженный в восточной камере кургана Ноут (комплекс Бру-на-Бойн, Ирландия)
На бассейн эта штука не очень похожа, не правда ли?

(источник картинки)

Причём, очевидно, первоначально под зернотёрки использовались естественные углубления в камнях прочных пород: граните, базальте, прочном песчанике и других.


В принципе, всё это - вариации одной и той же зернотёрки. И деревянная ступа также является вариацией древней зернотёрки.

Старуха со ступой Протопопов А. Ф. 1878
В славянской мифологии ступа является непременным атрибутом Бабы Яги.

Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная» Билибин И. Я. 1900
Теперь нужно вспомнить исследование В. Проппа "Исторические корни волшебной сказки", в котором он показал и доказал, что "избушка на курьих ножках" Бабы Яги - это, на самом деле, никакая не избушка, а гроб.
Наши далёкие предки хоронили покойников в долблёных дубовых колодах — ступах (отсюда до наших дней дошло выражение «дуба дать» или «дать дуба раньше срока», то есть умереть). Гробы-ступы просуществовали до начала XVIII века. В 1703 году Петр I издал указ, запрещающий под страхом смертной казни рубить дубовый лес. (Только старообрядцы упрямо долбили дуб для своих усопших)
С распространением христианства эта древняя языческая традиция у славян пресеклась, и тогда на смену захоронениям в долблёных колодах пришли похороны в сколоченных из досок гробах. Аа вот у сибирских народов эта традиция сохранялась ещё очень долгое время.
Широко известен обычай заготавливать себе гроб задолго до смерти и хранить его на чердаке. При этом часто в гробу хранили зерно и, если в доме никто не умирал, его брали на посев, подавали как милостыню. Белорусы верили, что, если оставить заранее сколоченный гроб пустым, не насыпав в него жита, он «притянет» к себе мертвеца.
И. С. Гурвич отмечает, что «до недавнего времени в верховьях Омолон, по Бытантаю (Саккырырский район Якутии), ещё стояли арангасы – погребения на столбах». Для сооружения арангаса якуты-саха (а также эвенки, юкагиры, эвены) выбирали четыре рядом стоящих дерева, отпиливали им вершины и на высоте примерно 2-х метров соединяли перекладинами. На эти перекладины и устанавливался гроб, представлявший из себя выдолбленную колоду из двух половинок цельного и достаточно толстого ствола. Специальные фиксаторы и клинья плотно прижимали верхнюю часть колоды к нижней и неподвижно закрепляли весь гроб на помосте. Иногда, чтобы корни деревьев меньше прогнивали, их обнажали, снимая сверху дёрн и действительно превращая их в «курьи ножки». Образцы таких захоронений можно увидеть в Музее Дружбы под открытым небом в с. Соттинцы Усть-Алданского улуса.


Связь деревянной ступы для измельчения и помола зерна с дубовыми колодами - ступами не случайна: в самых древнейших традиционных культурах люди сравниваются с зёрнами. Имеется такое сравнение и в Евангелии. Перед Своей жертвенной смертью на кресте Иисус говорит ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Иоан. 12:24).
Теперь понятно, почему внутри мегалитических гробниц располагались зернотёрки - ступы. Они действительно являлись магическими "котлами перерождения". Очевидно, там происходили какие-то ритуалы смерти и воскресения. То есть обряды инициации. Мирча Элиаде говорит, что у знахарей посвящение иногда происходит на кладбище. Желающие обрести сверхъестественные способности должны провести ночь на могиле колдуна. Знахари могут видеть духов умерших возле их гробов и без труда ловить их. Тогда эти духи становятся их помощниками, и во время шаманского лечения знахари высылают их на большие расстояния, чтобы отыскать заблудшую душу больного, которого они лечат.
Так что я вполне допускаю, что на этих магических "зернотёрках" сначала растирали кости умерших шаманов и шаманок (кстати,