Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Лабрис - знак "перехода".

Этрусский Хару/Харун охраняет вход в потусторонний мир, в его руках — лабрис.

фреска-харун-Charun-слева-и-вант-в-Черветери

Рядом с Харуном на фресках в этрусских гробницах часто изображается крылатая богиня Вант (Ванф), утешающая души умерших. Постоянные атрибуты Вант — свиток, факел, меч, змеи, обвивающие её руки, и ключ от подземного царства. Свиток в руках Вант мог содержать список прижизненных добрых дел и прегрешений покойного. Факел в руках Вант служит для освещения пути в Загробный мир, ключ  означает тайну для всех живых, скрытую за закрытыми воротами, отделяющих мир живых от подземного мира мёртвых. Меч и змеи в руках Вант напоминают о неминуемом воздаянии грешнику в загробном мире.

Но нас более интересует лабрис, поэтому вернёмся вновь к демону Харуну.

фреска-харун-Charun-черветери

Харун выглядит довольно зловеще, его изображали, как крупную мужскую фигуру со змиеподобными волосами, крючковатым носом стервятника, бледно-серым или синеватым лицом, большими губами и клыками кабана, тяжелыми надбровными дугами, горящими глазами, с заострёнными ушами, чёрной бородой. Одним словом, самый типичный чёрт. И вот этот форменный "чёрт" держит в руке лабрис у самого входа в потусторонний мир. Значит, и сам лабрис как-то связан со смертью.

В этрусской «Гробнице Франсуа» IV века до н.э., найденной в Вульчи в середине XIX века, обнаружены фрески, на которых изображён сюжет «Принесение в жертву пленных троянцев».

франсуа-харун-и-ванф
Фреска из гробницы François (копия Аугусто Гидо Гатти 1931, оригинал 340 г. до н.э.), Вульчи
Ванф показана женщиной андрогинного облика, с крыльями - настоящий ангел.
Харун имеет кожу синего цвета и держит молот в руках.


Ахиллес, упивающийся своей властью, вот-вот вонзит меч в горло юному троянцу. И здесь мы тоже видим лабрис в момент убийства.

То есть, можно сказать, что лабрис появляется в "переходных", пограничных состояниях между жизнью и смертью и символизирует "переход" из сего мира в мир потусторонний.

Вот ещё одно изображение Харуна, присутствующего в момент смерти, только здесь он держит в своих руках не лабрис, а молот.

фреска-харун-Charun_hammer_

фреска-харун-Ахиллеса-жертва-троянского-пленника-340-г.-до-н.э.

Из чего мы делаем заключение, что лабрис и молот на уровне символов являются взаимозаменяемыми компонентами одного и того же архетипа.

mazayka_urza говорит, что "очень часто в этрусском искусстве типичная поза Богини со змеями, когда она держит их в разведённых  руках, принадлежит не Ванф, а Харуну (хотя чаще ему в руки вкладывали молот, которым он открывает замок в царстве мёртвых)". Наверно всё-таки первоначально лабрис являлся ключом-"отмычкой", на что уже намекалось в статье Лабрис - "открывалка"? А молот, скорее всего, появился позднее и его следует рассматривать как "атрофировавшийся" лабрис, ну или как более грубое и примитивное изображение лабриса.

прощание
Сцена прощания Адмета с Алкестой, которой суждено заменить его среди мёртвых.
Два Харона поджидают её - один держит молот, а второй двух змей, в этом случае у него ещё и крылья. Источник картинки.


"Кстати, - говорит mazayka_urza, - ещё одна интересная особенность: изображения Ванф  и Харуна часто очень похожи. Отличием служит синий цвет кожи и борода Харона, но общим для них является склонность к андрогинизации их одежды: если закрыть рукой лицо, то по их нарядам не сразу поймёшь - женское или мужское божество перед тобой.

ваза
К примеру, изображение Харона на сосуде в женской одежде, при этом он имеет типичный для себя атрибут - молот".

Ну, а меня андрогинность ангелов и демонов заставила вспомнить библейскую историю про Содом и Гоморру. Там, напомню, мужики содомские хотели "поиметь" ангелов - гостей Лота. "Наверное ангелы были похожи на девочек, вот их и хотели поиметь . Городок был маленький, а тут такие свежие симпотяжки прилетели ...", - простодушно комментирует некто Святослав Игоревич.
Tags: лабрис, этруски
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments