Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Лабрис - знак "перехода".

Этрусский Хару/Харун охраняет вход в потусторонний мир, в его руках — лабрис.

фреска-харун-Charun-слева-и-вант-в-Черветери

Рядом с Харуном на фресках в этрусских гробницах часто изображается крылатая богиня Вант (Ванф), утешающая души умерших. Постоянные атрибуты Вант — свиток, факел, меч, змеи, обвивающие её руки, и ключ от подземного царства. Свиток в руках Вант мог содержать список прижизненных добрых дел и прегрешений покойного. Факел в руках Вант служит для освещения пути в Загробный мир, ключ  означает тайну для всех живых, скрытую за закрытыми воротами, отделяющих мир живых от подземного мира мёртвых. Меч и змеи в руках Вант напоминают о неминуемом воздаянии грешнику в загробном мире.

Но нас более интересует лабрис, поэтому вернёмся вновь к демону Харуну.

фреска-харун-Charun-черветери

Харун выглядит довольно зловеще, его изображали, как крупную мужскую фигуру со змиеподобными волосами, крючковатым носом стервятника, бледно-серым или синеватым лицом, большими губами и клыками кабана, тяжелыми надбровными дугами, горящими глазами, с заострёнными ушами, чёрной бородой. Одним словом, самый типичный чёрт. И вот этот форменный "чёрт" держит в руке лабрис у самого входа в потусторонний мир. Значит, и сам лабрис как-то связан со смертью.

В этрусской «Гробнице Франсуа» IV века до н.э., найденной в Вульчи в середине XIX века, обнаружены фрески, на которых изображён сюжет «Принесение в жертву пленных троянцев».

франсуа-харун-и-ванф
Фреска из гробницы François (копия Аугусто Гидо Гатти 1931, оригинал 340 г. до н.э.), Вульчи
Ванф показана женщиной андрогинного облика, с крыльями - настоящий ангел.
Харун имеет кожу синего цвета и держит молот в руках.


Ахиллес, упивающийся своей властью, вот-вот вонзит меч в горло юному троянцу. И здесь мы тоже видим лабрис в момент убийства.

То есть, можно сказать, что лабрис появляется в "переходных", пограничных состояниях между жизнью и смертью и символизирует "переход" из сего мира в мир потусторонний.

Вот ещё одно изображение Харуна, присутствующего в момент смерти, только здесь он держит в своих руках не лабрис, а молот.

фреска-харун-Charun_hammer_

фреска-харун-Ахиллеса-жертва-троянского-пленника-340-г.-до-н.э.

Из чего мы делаем заключение, что лабрис и молот на уровне символов являются взаимозаменяемыми компонентами одного и того же архетипа.

mazayka_urza говорит, что "очень часто в этрусском искусстве типичная поза Богини со змеями, когда она держит их в разведённых  руках, принадлежит не Ванф, а Харуну (хотя чаще ему в руки вкладывали молот, которым он открывает замок в царстве мёртвых)". Наверно всё-таки первоначально лабрис являлся ключом-"отмычкой", на что уже намекалось в статье Лабрис - "открывалка"? А молот, скорее всего, появился позднее и его следует рассматривать как "атрофировавшийся" лабрис, ну или как более грубое и примитивное изображение лабриса.

прощание
Сцена прощания Адмета с Алкестой, которой суждено заменить его среди мёртвых.
Два Харона поджидают её - один держит молот, а второй двух змей, в этом случае у него ещё и крылья. Источник картинки.


"Кстати, - говорит mazayka_urza, - ещё одна интересная особенность: изображения Ванф  и Харуна часто очень похожи. Отличием служит синий цвет кожи и борода Харона, но общим для них является склонность к андрогинизации их одежды: если закрыть рукой лицо, то по их нарядам не сразу поймёшь - женское или мужское божество перед тобой.

ваза
К примеру, изображение Харона на сосуде в женской одежде, при этом он имеет типичный для себя атрибут - молот".

Ну, а меня андрогинность ангелов и демонов заставила вспомнить библейскую историю про Содом и Гоморру. Там, напомню, мужики содомские хотели "поиметь" ангелов - гостей Лота. "Наверное ангелы были похожи на девочек, вот их и хотели поиметь . Городок был маленький, а тут такие свежие симпотяжки прилетели ...", - простодушно комментирует некто Святослав Игоревич.
Tags: лабрис, этруски
Subscribe

  • Религия - это...

    " Религия есть видение чего то, стоящего вне, позади и внутри мимолётного потока имеющих место здесь и сейчас вещей и событий; чего то реального…

  • Культура vs. инстинкты

    - Осёдлую и тем самым культурную жизнь начала женщина, - говорил он. Это она должна была остановиться, оградить себя и своего детёныша от зверей, от…

  • Матриархальный "интернационал".

    Источник картинки. Эта статуэтка была найдена в Узбекистане около города Термеза на берегу Амударьи при раскопках Кара-тепе (Чёрного холма).…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments