Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Русская печь как alter ego («другое я») хозяйки дома.

Об обряде "перепекания" больных детей в русской печи написано много.

перепекание больных

Так что я не стану описывать всю эту процедуру, но обращу внимание на русскую печку. Так вот, русская печь является образом женщины. В старину говорили: "Печь – нам мать родная". Она и обогреет, и накормит, и хворобу прогонит, и спать положит. Русская печка - это "баба", лежащая посреди избы на спине, раскинув ноги. Большое округлое устье печи напоминает женское влагалище.

Выпечка хлеба

Поскольку место у печи традиционно считалось женским, то и размеры «агрегата» подгонялись под хозяйку. Перед тем как начать строительство, с хозяйки снимали необходимые мерки. Так появилась целая система специальных «печных» мер:

  • усадив женщину на табурет, измеряли расстояние от верхней пуговицы ее воротника до сиденья табуретки: это была высота свода внутренней части печки  как правило, не более 60 см);

  • ширина плеч — высота устья печи, а ширина плеч + 10 см — ширина устья печи;

  • размер от локтя до вытянутых пальцев — глубина шестка;

  • рост женщины + два спичечных коробка — ориентир для подбора высоты самой печи.

В общем, печка в русской избе, созданная "по образу и подобию" женщины, была alter ego («другое я») хозяйки дома.

А теперь обратимся к полинезийским ритуалам. Мирча Элиаде говорит, что полинезийцы исполняют космогонический миф для врачевания больных (как болезней тела, так и души). "Ритуальная декламация космогонического мифа предполагает воспроизведение в настоящем этого первичного события. Из этого следует, что тот, для кого этот миф читается, магически отправляется к «началу Мира», становится современником космогонии. Терапевтическая цель такого возврата ко Времени начала заключается в том, чтобы начать новую жизнь, т.е. заново родиться (символически). Концепция, выводимая из этого ритуала врачевания, видимо, следующая: жизнь нельзя исправить, её можно только начать сначала ритуальным повторением космогонического акта, так как космогония является образцовой моделью всякого создания".

«Похороны в утробе сходны с посаженным в землю зерном, и в обоих случаях вполне естественным было ожидание появления новой жизни из старой» [1], – указывала М. Гимбутас. Только здесь, в обряде "перепекания", аналогом женской утробы является печка: больного ребёнка отправляют к "началу Мира", в женскую матку, на "переделку"-"переплавку", чтобы родиться заново и начать новую жизнь. Мы здесь стоим перед представлением об очистительной и омолаживающей силе огня.

Очевидно, что, кроме терапевтического аспекта, у этого обряда имеется также инициатический аспект, описанием которого занимался Владимир Пропп в своём исследовании "Исторические корни волшебной сказки".

"Перепекание" может не только исцелить, но и умудрить. В новгородской сказке мальчика отдают в науку "дедушке лесовому". Его дочери топят печь. "Дед и бросил мальчика в печь -- там он всяко вертелся. Дед вынул его из печки и спрашивает: "Чего знаешь ли?" -- "Нет, ничего не знаю" (повторяется трижды; при этом печь накаляется докрасна). "Ну, теперь, научился ли чему?" -- "Больше твоего знаю, дедушка', -- ответил мальчик. Ученье окончено, дед лесовой и заказал батьку, чтоб он приходил за сыном. Из дальнейшего видно, что мальчик научился превращаться в животных.

В русских народных сказках "учительницей" выступает Баба-Яга.


баба яга

Можно сравнить её манипуляции с аналогичными формами посвящения в традиционных обществах. В Океании ещё накануне посвящения "разжигают огромный огонь. Мужчины приказывают неофитам присесть к нему. Сами мужчины рассаживаются в несколько тесных рядов позади них. Вдруг они схватывают ничего не подозревающих мальчиков и держат их близ огня, пока не будут спалены все волосы на теле, причём многие получают ожоги. Никакие вопли не помогают" (Nevermann 1933, 25).

----------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Gimbutas М. The Earth Fertility Goddess of Old Europe // Dialogues d’histoire ancienne. – P., 1987. P. 21.


Tags: Баба-Яга, дом, инициация, русские
Subscribe

  • Родо-племенные игрища австралийских аборигенов.

    Игра австралийских аборигенов "в змею" чем-то напоминает нашу детскую игру "в ручеёк". Вся группа участников игры, взявшись…

  • У корней мужской духовности.

    Некоторые антропологи считают, что церемонии юношеских инициаций были предназначены для создания адекватной замены таинств посвящения у девушек. К…

  • Вот так они и жили...

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" рассказывает, как раньше охотились австралийские аборигены с помощью…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment