Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Немного о Кибеле.

Автор - С. Ю. Сапрыкин

Кибела, одно из главных малоазийских божеств, почиталась под именем Великой Матери богов или Фригийской Матери. Её культ был известен в Понтийском царстве, но особенно широко он засвидетельствован в западных регионах Пафлагонии.


Великая Мать богов — Кибела выступала в Пафлагонии в качестве покровительницы урожая, животных и душ умерших в подземном мире, а значит и как хтоническая богиня. Это наглядно подтверждает декор наскальных гробниц, в том числе в районе Кастамону. Вырубленные в скале пафлагонские гробницы представляли собой подражания жилым домам или храмам, а божества, которые изображены на их фасадах, связаны с местной традицией почитать богиню как покровительницу скал и горных вершин, что выдаёт её хтоническое значение. В этом проявлялись эллинские (достаточно вспомнить, что Артемида считалась богиней гор и фригийские традиции, уходившие корнями в хетто-лувийскую религию) и фригийские традиции, уходящие корнями в хетто-лувийскую религию.

Cybele  Mother goddess

Примером служит известная гробница Эвкая позднеклассического или эллинистического времени в стиле греческого храма с фронтоном и пронаосом, который поддерживали две колонны-пилястры. В тимпане фронтона высечена фигура Кибелы, с двух сторон которой сфинксы с поднятыми крыльями. Как и на многочисленных изображениях во Фригии, богиня без полоса и шали держит руки перед туловищем, как бы защищая гробницу и похороненного в ней человека. Её апотропеические, охранительные функции выражали фигуры крылатых сфинксов, так как во Фригии, Пафлагонии и других районах Малой Азии мифические животные — львы, сфинксы, единороги, быки, грифы считались охранителями жилищ, ворот, могил; быки и львы олицетворяли силу природы, а сфинксы наделялись демоническими чертами.

Кибела и Аттис

Кибела и Аттис 2
Барельеф 2-1 вв до н.э. - прямоугольный алтарь, дерево с шишками, обвитое змеей, сидящая богиня Кибела с двумя львами с тимпаном в руке. В другой руке Кибела держит ритуальную чашу фиалу (phiale) с вогнутой частью в центре. На голове Кибелы традиционная корона в виде городских башен. Слева Аттис на коне, изображения собаки и кабана.

На монетах Амастрии сидящая Кибела в модии на голове, с патерой в руке и двумя львами у ног (WBR I2, 1, nо. 157, pl. XXI, 7) получила образ защитницы полиса и граждан, а также отдельных людей и их семей, подобно Тюхе (как ранее Амастрис в образе Афродиты ). На одном из рельефов Кибела — Великая Мать богов восседает на троне в муральной короне, с которой на её плечи ниспадает вуаль. Рядом два льва, в руке скипетр или рог изобилия, слева — женщина в фас в длинном одеянии, с факелом или рогом изобилия в левой руке, справа — Аттис во фригийском колпаке с тимпаном и факелом. Сцена сопровождается надписью некоего Эвангела с просьбой о выздоровлении, очевидно, поскольку Фригийская богиня-Мать олицетворяла собой всеобъемлющую власть и считалась целительницей.

Кибела мраморная статуя

На статуэтке из Лувра богиня сидит на скале в хитоне и покрывале, в одной руке у неё тимпан, в другой, к сожалению, утерянной, очевидно, была фиала или патера, у ног протома льва. По некоторым предположениям, это реплика культовой бронзовой статуи богини. Поза сидящей на скале богини показательна: фригийская Кибела и греческая Артемида считались в Малой Азии богинями гор и горных вершин, поэтому, согласно местным преданиям, с горы Агдэ во Фригии началось распространение культа Великой Матери, отчего Кибела получила прозвище "Αγδιστνς.

Мраморная статуэтка II века н. э. богини Кибелы обнаружена в болгарском Пловдиве

Следовательно, в Понтийской Каппадокии и Пафлагонии, включая греческие города, Кибела была охранительницей умерших, покровительницей производительных сил природы, зверей, растений и т.д., выступая в образе Верховной богини всего сущего.

Источник - Религия и культы Понта эллинистического.
Tags: Кибела
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 3 comments