Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Ма-Энио-Беллона.

Автор - С. Ю. Сапрыкин.

Наиболее почитаемым женским божеством в Понте и Каппадокии была Ма-Энио, позднее объединённая в единый культ с Беллоной. Она имела общепонтийский (и общеанатолийский) храм в Комане Понтийской и аналогичный храмовый центр в Комане Каппадокийской. Это был оргиастический культ с многолюдными празднествами и торжественными выносами статуи богини, когда её почитатели впадали в религиозный экстаз.

Страбон, главный источник о почитании Ma в Комане, говорит, что там был храм богини Энио, которую называют Μα. Мужчины и женщины, граждане городов Понта и Каппадокии, а также приезжие из других областей и сельских районов, собирались вместе, когда культовую статую богини выносили из храма. Немало людей давало священную клятву постоянно жить при храме и участвовать в жертвоприношениях. Этот праздник справлялся дважды в год, и при выносе статуи верховный жрец в диадеме возглавлял всю процессию. Внутри храмовой территории во время проведения церемонии запрещалось употреблять в пищу свиное мясо. Среди почитателей богини было немало женщин, занимавшихся храмовой проституцией, так как они считались посвящёнными божеству.

Город, святилище и обряды, включая храмовое служение богине (иеродулию), существовали задолго до появления в Понте и Каппадокии древних эллинов. Древность культа богини, её популярность среди местного населения стали основанием для понтийских и каппадокийских царей, а позднее и для римлян, объявить культ Ma официальным. Показателем высокого статуса этой богини стало назначение её верховного жреца царским стратегом или диойкетом — наместником на землях, окружавших город и храмовый центр. Официальный характер культа подтверждает одна из посвятительных надписей из Команы в Каппадокии, в которой Ma названа «Величайшей богиней страны» (Θεα Μεγίστη της χώρας). Надпись показывает, что богиню Ма-Энио почитали как Владычицу, покровительницу и защитницу страны и определённой территории, что сближало её с Кибелой и Артемидой.

статуя
Культовая статуя богини Ма в Комане. Монета римского времени.

статуя 2
Статуя богини Ма в храме Комана. Римская эпоха.

Этимология имени богини свидетельствует о близости богини Ma Фригийской Матери или Великой Матери богов — Кибеле и греческой богине Гее: Γη Μήτηρ = Φρυγία Μήτηρ = ή Μήτηρ των θεών = сокр. Μα. Культ богини восходит к древнему малоазийскому божеству, которое почиталось под общим собирательным именем «Матерь > Мать > Ma» и стоит в одном ряду с такими малоазийскими богинями, как Μήτηρ Δινδυμένη, Μήτηρ Μεγάλη и т.п. Её связывают с хеттской богиней солнца (LIMC. 1992. VI, 1. Р. 330, 334), и в то же время считают покровительницей земли, воды, производительных сил природы и всего сущего. Её почитали как владычицу зверей (πότνια θηρών), близкую по характеру и значению различным богиням с похожими функциями. Эта особенность её культа создавала прочную основу для синкретизма местных и греческих женских божеств, а также для восприятия в качестве обобщённого образа верховной богини. Неслучайно поэтому её имя «Ma» — явно сокращённый теоним, означавший общепринятный собирательный образ богини, — встречается только у Страбона и более нигде не упоминается. В надписях она выступает обычно под неопределённым термином «Богиня», что подчёркивало её многофункциональность.

Греки воспринимали Ma как богиню-воительницу Энио, известную им с гомеровских времён. В этой функции Ма-Энио была близка Афине, которую в Понте и Каппадокии эллины почитали в качестве спасительницы и защитницы. Это подтверждают надписи из Синопы и Кадены в Каппадокии: в одной из каппадокийских надписей некий Диодот, сын Платона, явно грек, сделал посвящение Афине Сотейре и Внемлющей.

Римляне познакомились с Ma-Афиной Никефорой после войны с Митридатом VI при Сулле. Сохранилась легенда, будто во сне Сулле явилось «чудо» богини, которую римляне стали почитать по примеру каппадокийцев. Она была и богиней Луны (Селеной), и Афиной, и Энио, стояла рядом с Суллой и вложила ему в руку молнию, которой он поразил и смёл со своего пути всех врагов (Plut. Sulla. IX. 4). Эта легенда стала идеологической канвой его триумфа в Риме, после чего эту каппадокийскую богиню стали отождествлять в Риме с Беллоной.

Не исключено, что первоначально легенда появилась в результате триумфа Митридата Евпатора. В ипостаси победительницы её почитали и в Пергаме, где состоялся этот знаменательный триумф понтийского царя. Когда Сулла в 85 г. до н. э. победил царя Понта, то решил воспользоваться новым «политизированным» вариантом храмовой легенды богини Ма-Афины Никефоры, чтобы предстать перед соплеменниками и противниками в Риме в образе победителя и триумфатора, успех к которому пришёл благодаря приобщению к богине и её эпифании накануне важной военной победы. Этим он хотел показать, что верховная богиня Понта — покровительница царя отвернулась от своего «протеже» и стала содействовать римлянам, принеся успех в битве с понтийцами. Но, чтобы в деталях не повторять триумф Митридата в Пергаме, римляне решили ассоциировать Никефору не только с Афиной, но с более знакомой им Беллоной — девой-воительницей.

На монетах Команы римской эпохи богиня изображалась в лучистой (астральной) короне, выдававшей её древнюю функцию солнечного божества, со щитом и палицей, которые подчёркивали образ воительницы и защитницы.

К сожалению, мы не знаем, какая культовая статуя богини находилась в храме при понтийских царях и ранее. Если верить легендам, то она могла напоминать образ Владычицы — Кибелы или Артемиды Таврополы, но уверенно можно говорить только о том, что на голове у неё был древний культовый атрибут — солнечный нимб. На некоторых монетах Команы встречаются детали храмовой атрибутики: орёл со змеёй в когтях, как на фронтоне храма богини, священный камень — батил с двумя ручками, украшенный гирляндами, которые держат женские фигуры. Под основанием священного камня изображён полумесяц. На монетах можно увидеть также расколотый пополам храм, священный камень внутри расколотого храма, тот же батил, но уже в целле восстановленного храма. Очевидно, священный камень Ma в представлении древних упал с неба прямо в храм Верховной богини Команы и потому стал святыней. Он был своего рода подобием ксоана — древнего деревянного изображения Артемиды Таврической (Таврополы), также опустившийся с небес. При Северах были отчеканены монеты со стоящей влево Ma на подиуме с луком и палицей (?) в руках.

храм
Храм Ма к Комане со священным камнем и богиней Никой. Римское время.

Как символ плодородия и всего сущего команскую богиню сближали с Кибелой — Великой Матерью и Реей (Steph. Byz. s.ν. μάσταυρα), a как богиню света — с Луной-Селеной (Plut. Sulla. IX, 4), что подтверждает полумесяц на её изображениях; солнечные черты богини выражали лучевой нимб на голове и её мужской паредр — греко-римский бог солнечного света Гелиос-Сол.

В восточных районах Анатолии популярностью пользовался культ персидской Артемиды или Артемиды Нанайи (Cic. Pro lege Manilla. IX. 23; Plin. XXXII. 82; Plut. Luc. 24), храм которой находился в Элимаиде. По многим параметрам и характеру построек он напоминал культовые места почитания в Понте богини Анаит (Анахиты) — иранского божества плодородия, любви и солнечного света. Это дало возможность грекам отождествлять их богиню Артемиду с каппадокийскими богинями Ma и Анаит (Strabo. XII. 3. 36), которых почитало и армянское население (ibid. XII. 3. 36). Атрибуты Ma, как говорилось выше, увязывают её с солнечным светом, что восходит к функциям древней анатолийской богини. Это стало причиной, почему Ma ставили в один ряд с Анаит, Артемидой, Афродитой (в функции Владычицы), Кибелой — фригийской богиней Матерью (Великой Матерью богов, Владычицей), которая сближалась в западных районах Малой Азии с Артемидой Эфесской.

Культ Ma был в Понте синкретическим и многофункциональным, отражая различные стороны жизни и представления широких слоев населения. Местное по происхождению, это божество анатолийского круга воспринималось в образе иранской богини и эллинских женских божеств с аналогичными функциями. Вот почему Митридат Евпатор оставил его в своем пантеоне как официальное, что еще больше углубило его синкретический характер путем приобщения к нему греческого населения царства. Это позволило в дальнейшем ассоциировать Ma с Афиной Никефорой, что в конце концов вылилось в почитание богини Никефоры и Ники.
Источник - Религия и культы Понта эллинистического.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Напишу ещё несколько строк от себя, в качестве комментария.

Во-первых, здесь мы видим очень архаичный культ, сохранившийся вплоть до римского времени, и, надо заметить, этот культ имеет экстатические и оргиастические формы. Культы с такими формами, как правило, не имеют жречества как особой касты священнослужителей.

Очень любопытно упоминание о священных клятвах постоянно жить при храмах. Вот оно, древнее, до-христианское монашество. Очевидно, В. Розанов заблуждался, когда называл христианство "религией смерти" из-за того, что монашествующие обоих полов находятся в самом центре этой религии. Здесь же мы видим, что монахи жили и при языческих храмах. Так что монашество вовсе не от Христа пошло.

И ещё немного о Беллоне из Википедии:

"Белло́на (лат. Bellona) — древнеримская богиня войны, входила в свиту Марса, богиня защиты Родины, богиня подземного мира. Имеет древнесабинское происхождение.

В 458 г. до н. э. в Риме на Марсовом поле ей был посвящён храм, перед которым стояла «колонна войны» — символическая граница Рима, откуда в знак объявления войны в сторону врага бросали копье. (Эта «колонна войны» напоминает мне о пресловутой "пятой колонне".)

В I в. до н. э. при Сулле из Каппадокии в Рим была привезена статуя каппадокийской (малоазийской) богини Ма, культ Беллоны слился с её культом и стал в высшей степени оргаистическим и жестоким. В связи с этим римским гражданам участие в нём было запрещено. Служители Беллоны вербовались из чужеземцев.

Особенно культ Беллоны-Ма одновременно с другими восточными культами распространился в Римской империи в III в. н. э. Жрецы богини (лат. Bellonarii — беллонарии) носили чёрное одеяние и колпаки, имели в качестве атрибутов двойные секиры, доводили себя до исступления в её честь, они наносили друг другу побои и раны, принося таким образом богине человеческую кровь, причём они предсказывали будущее. Их называли фанатиками (лат. fanatici — неистовые)."

Tags: лики Богини
Subscribe

Recent Posts from This Community

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments