Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Лабрис как атрибут царской власти.

Марис (Maris) - бог, возможно, италийского происхождения, соответствующий римскому Марсу, почитался у этрусков. А. Е. Наговицын пишет: "Само имя Марса/Мариса относит его к миру Смерти и миру предков. Имя Марис/Марс этимологически происходит от корня "mor", связанного с понятием смерти во всех индоевропейских языках. В древнейшей традиции женой Марса была Нерея, как женская его ипостась. С именем Нереи корреспондирует имя скандинавских дев смерти Норн, а с именем Марса/Мариса - имя славянской богини смерти Морены. С именем Марс связаны и такие понятия русского языка, как мор и смерть". Автор статьи "Этрусский бог войны Марис и Лары" добавляет: "Имя Марис (лат. Марс) происходит от корня слова ведического санскрита — Маар, морок — maar, morok — умирать;  Маруты – maruti — боги ветров, боги бури, обязанные своим происхождением культу мёртвых".

И снова читаем у А. Е. Наговицына: "Священным животным Мариса/Марса был волк. Волк в этрусской символической системе связывался с Загробным миром. Укажем несколько примеров такой связи. Этрусский царь Загробного мира Аита изображался со скальпом или черепом волка на голове. Лукумоны, непосредственно связанные с Загробным миром, носят обязательные волчьи шапки и т.д."

Последнее замечание особенно важно для нас, поскольку Вергилий заявлял следующее: "Лукумоны на языке этрусков цари". Значит, этрусские цари, так или иначе, были связаны с Загробным миром.

В данной связи особый интерес вызывает изображение Марса с лабрисом в руке.

Марис-этрус-СЕКИРА-1200-1100-до-н.э.-погреб-стелла
Этрусский бог войны Марис вооружён двусторонней секирой — лабрисом. 1200-1100 г.г. до н.э.

И далее читаем в статье А. И. Немировского "Царская власть у этрусков":

"Секира была частью фасций, заимствованных римлянами у этрусков. Об этрусском происхождении фасций сообщают поздние авторы Силий Италик (Punica, VIII, 483 сл.) и Флор (I, 1, 15). С секирой в руках изображены Avele Feluske на стеле из Ветулонии (VII—VI вв. до н. э.) и Larth Ninie из Фьезоле (V в. до н, э.). С секирами идут участники процессии, изображённой на ситуле из Чертозы.

Если на погребальных стелах из Ветулонии и Фьезоле двойная секира — просто оружие вождя, то секиру в гробнице можно толковать как священный предмет, как фетиш. В пользу этого говорят многочисленные эгейские и малоазийские параллели. В Кносском дворце, раскопанном Эвансом, двойная секира встречается как посвятительное приношение и как объект культа, помещавшийся между «рогами посвящения» — так называют освящённое место, куда возлагались предметы культа. На древнекритских кольцах и печатях секиру держат служители культа, жрецы и жрицы. Считают, что первоначально это был топор для жертвоприношений, с течением времени превратившийся и в символ культа, и в объект его. В Малой Азии, у хеттов, двойной топор был атрибутом хеттского божества Тешуба. Результатом смешения представлений о Тешубе и греческих религиозных мотивов является образ карийского Зевса Лабрандского, т. е. Зевса с секирой. Надо думать, что этрусская секира, как атрибут священной власти царя, и секира критян имеют общий источник— малоазийские религиозные представления".

Итак, подведём итоги и сделаем соответствующие выводы.

На многочисленных примерах (см. записи по метке "лабрис") мы убедились, что лабрис является знаком "перехода" между мирами - посюсторонним и потусторонним. То, что этот знак находится в руках Марса, само имя которого происходит от корня "mor", только лишний раз подтверждает верность трактовки этого символа.

И далее сам собою напрашивается вывод: если двойная секира была атрибутом священной власти этрусских царей, то, значит, эти самые цари-лукумоны имели какое-то отношение к "переходу" между мирами. Демонстрируя народу лабрис, лукумон тем самым как бы говорил: я сам, лично, побывал там, был мёртв и воскрес, и это даёт мне право на царскую власть. Очевидно, речь идёт о том, что у этрусков царями были только посвящённые, "дважды рождённые". По крайней мере, цари оправдывали легитимность своей власти приобщённостью к духам предков, типа, мы были там, мы общались с духами и божествами так же близко, как общаемся ныне с людьми, и поэтому, в случае чего, мы снова можем обратиться к ним за советом или за помощью.
Tags: лабрис, царь, этруски
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments