Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Лабрис как атрибут царской власти.

Марис (Maris) - бог, возможно, италийского происхождения, соответствующий римскому Марсу, почитался у этрусков. А. Е. Наговицын пишет: "Само имя Марса/Мариса относит его к миру Смерти и миру предков. Имя Марис/Марс этимологически происходит от корня "mor", связанного с понятием смерти во всех индоевропейских языках. В древнейшей традиции женой Марса была Нерея, как женская его ипостась. С именем Нереи корреспондирует имя скандинавских дев смерти Норн, а с именем Марса/Мариса - имя славянской богини смерти Морены. С именем Марс связаны и такие понятия русского языка, как мор и смерть". Автор статьи "Этрусский бог войны Марис и Лары" добавляет: "Имя Марис (лат. Марс) происходит от корня слова ведического санскрита — Маар, морок — maar, morok — умирать;  Маруты – maruti — боги ветров, боги бури, обязанные своим происхождением культу мёртвых".

И снова читаем у А. Е. Наговицына: "Священным животным Мариса/Марса был волк. Волк в этрусской символической системе связывался с Загробным миром. Укажем несколько примеров такой связи. Этрусский царь Загробного мира Аита изображался со скальпом или черепом волка на голове. Лукумоны, непосредственно связанные с Загробным миром, носят обязательные волчьи шапки и т.д."

Последнее замечание особенно важно для нас, поскольку Вергилий заявлял следующее: "Лукумоны на языке этрусков цари". Значит, этрусские цари, так или иначе, были связаны с Загробным миром.

В данной связи особый интерес вызывает изображение Марса с лабрисом в руке.

Марис-этрус-СЕКИРА-1200-1100-до-н.э.-погреб-стелла
Этрусский бог войны Марис вооружён двусторонней секирой — лабрисом. 1200-1100 г.г. до н.э.

И далее читаем в статье А. И. Немировского "Царская власть у этрусков":

"Секира была частью фасций, заимствованных римлянами у этрусков. Об этрусском происхождении фасций сообщают поздние авторы Силий Италик (Punica, VIII, 483 сл.) и Флор (I, 1, 15). С секирой в руках изображены Avele Feluske на стеле из Ветулонии (VII—VI вв. до н. э.) и Larth Ninie из Фьезоле (V в. до н, э.). С секирами идут участники процессии, изображённой на ситуле из Чертозы.

Если на погребальных стелах из Ветулонии и Фьезоле двойная секира — просто оружие вождя, то секиру в гробнице можно толковать как священный предмет, как фетиш. В пользу этого говорят многочисленные эгейские и малоазийские параллели. В Кносском дворце, раскопанном Эвансом, двойная секира встречается как посвятительное приношение и как объект культа, помещавшийся между «рогами посвящения» — так называют освящённое место, куда возлагались предметы культа. На древнекритских кольцах и печатях секиру держат служители культа, жрецы и жрицы. Считают, что первоначально это был топор для жертвоприношений, с течением времени превратившийся и в символ культа, и в объект его. В Малой Азии, у хеттов, двойной топор был атрибутом хеттского божества Тешуба. Результатом смешения представлений о Тешубе и греческих религиозных мотивов является образ карийского Зевса Лабрандского, т. е. Зевса с секирой. Надо думать, что этрусская секира, как атрибут священной власти царя, и секира критян имеют общий источник— малоазийские религиозные представления".

Итак, подведём итоги и сделаем соответствующие выводы.

На многочисленных примерах (см. записи по метке "лабрис") мы убедились, что лабрис является знаком "перехода" между мирами - посюсторонним и потусторонним. То, что этот знак находится в руках Марса, само имя которого происходит от корня "mor", только лишний раз подтверждает верность трактовки этого символа.

И далее сам собою напрашивается вывод: если двойная секира была атрибутом священной власти этрусских царей, то, значит, эти самые цари-лукумоны имели какое-то отношение к "переходу" между мирами. Демонстрируя народу лабрис, лукумон тем самым как бы говорил: я сам, лично, побывал там, был мёртв и воскрес, и это даёт мне право на царскую власть. Очевидно, речь идёт о том, что у этрусков царями были только посвящённые, "дважды рождённые". По крайней мере, цари оправдывали легитимность своей власти приобщённостью к духам предков, типа, мы были там, мы общались с духами и божествами так же близко, как общаемся ныне с людьми, и поэтому, в случае чего, мы снова можем обратиться к ним за советом или за помощью.
Tags: лабрис, царь, этруски
Subscribe

  • Тартан.

    " Сейчас тартан является одним из символов Шотландии, однако первые тартаны археологи обнаружили далеко от Британских островов. По словам…

  • Детские (молочные) бутылочки бронзового века.

    Автор блога Old European culture пишет: "Среди керамических находок с кладбища культуры инкрустированной керамики бронзового века (около…

  • "Колесо" архаичного мышления.

    " Согласно традиционным африканским представлениям, жизнь никогда не кончается, если она организована разумно, то есть выверенным поколениями…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

  • Тартан.

    " Сейчас тартан является одним из символов Шотландии, однако первые тартаны археологи обнаружили далеко от Британских островов. По словам…

  • Детские (молочные) бутылочки бронзового века.

    Автор блога Old European culture пишет: "Среди керамических находок с кладбища культуры инкрустированной керамики бронзового века (около…

  • "Колесо" архаичного мышления.

    " Согласно традиционным африканским представлениям, жизнь никогда не кончается, если она организована разумно, то есть выверенным поколениями…