
Фигурки вырезались из корня растущего кедра. Они отличались непропорционально большой круглой головой. На выступающем лбу и подбородке могли быть прибиты тонкие медные пластины. Туловище обтягивали шкуркой колонка, белки, медведя, соболя, бурундука. Фигурку обматывали лоскутками новой материи и подпоясывали ремешком с нанизанными бусинами. Бусами окаймляли край меховой обтяжки вокруг лица. В некоторых случаях на грудь алэла подвешивали круглую медную пластину, напоминающую изображение небесных светил в шаманских подвесках. Иногда это была старинная монета.
Хранился алэл в передней, чистой (по семантике) части чума — за очагом, в берестяном туесе или в специальных «нарточках»-косул (деревянном ящике с крышкой) и переходил из одного поколения в другое; если преемственность поколений нарушена, дух покидал свою фигурку и она не имела никакого значения, тогда её относили в укромное место в лесу. Все обрядовые действия с алэлом (кормление, одевание, украшение), кроме фигур, связанных конкретно с шаманским культом, совершали женщины". Источник.
По высоте — 15-30 см — эти алэлы вполне сопоставимы с палеолитическими "венерами". И очень напоминают ближневосточные терафимы в аспекте гадания и предвещания будущего. То, что алэл хранился за очагом и все обрядовые действия с алэлом совершали женщины, "хранительницы очага", тоже совпадает с описаниями находок "венер" на женской половине палеолитической стоянки. Кстати, некоторые статуэтки вырезанных из кости "венер", найденные в Сибири, не такие уж и "пузатые", они чем-то напоминают алэлы кетов. Возможно, что в древности эти "венеры" были тоже одеты в одежды из шкур, просто шкурки не сохранились.


