Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Ымперство и тэнгрианство.

На примере тюркского тэнгрианства, которое сформировалось сравнительно недавно, можно увидеть, как вообще у разных народов появлялась, в разное время, концепция единого Бога Отца.

Раньше в бурятском пантеоне божеств было множество небожителей тэнгрии (их 99), они жили на небе, одни из которых считались светлыми и добрыми, а другие - тёмными и злыми. Так было в до-государственную эпоху.

Но затем, в эпоху Тюркского каганата, сформировалось тэнгрианство. Многочисленные тэнгрии уступили место единому Тэнгри. Процесс, видимо, повторял стародавнюю практику шумеров, когда маленький местный божок какого-нибудь захолустного городка приобретал значение вселенского божества, стоило лишь правителю этого городка подчинить себе соседние области. И так один местный дух из 99 других тэнгриев стал единым Тэнгри в Великой степи, потому что хан той местности покорил 99 других местностей. И после этого "мелкий" тэнгри, будучи покровителем ханской власти, превратился в "великого" Тэнгри. "В государствах тюркоязычных народов Средних веков, в том числе у собственно древних тюрков (тюркютов), ханы основывали свою власть на соизволении Тенгри. Эти правители воспринимались как обладатели дара Тенгри, давшего им особую благодать — кут, носили тронные имена, подчёркивающее их избранность, такие, как Тенгрикут, Кутлуг или Куталмыш (Википедия).

До появления государства у тюрков был такой "расклад": единая Богиня Мать-Земля (монг. Газар Ээж) и множество местных духов, которые, собственно, являлись духами Матери-Земли [1]. После появления государства "расклад" поменялся: из 99 тэнгриев выделился один Тэнгри и стал «Кюк Тенгри» (Небесный Бог). Кюк-Тенгри (Синее Небо) понимался как неантропоморфный Абсолют, идентичный даосскому Дао. Все другие божества почитались в качестве манифестаций Тенгри либо духов природных стихий.

Интересно отметить, что "инфильтрацией" тэнгрианства в современную культуру занимался неоевразиец Л. Н. Гумилёв, называвший себя «последним евразийцем».

Eurasia_and_eurasianism

В своей работе «Тысячелетие вокруг Каспия|Тысячелетие вокруг Каспия. Историко-этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет — с III в. до н. э. по XII в. н. э.» он называет «почитание Тенгри — Голубого Неба» общей «первобытной религией» для кыпчаков и «всей степной Евразии».

И здесь Л. Н. Гумилёв выступает в странной компании таких деятелей фолк-хистори, как Мурад Аджи и другие неоязычники. Вопреки отсутствию подтверждений в исторических источниках, популярными являются типичные для неоязычества заявления о том, что тенгрианство зародилось в V—IV тысячелетиях до н. э. (Р. Н. Безертинов и другие) либо и вовсе является древнейшей религией в мире, что и вовсе противоречит всем известным историческим знаниям и научным представлениям.

Как видим, "ымперство" и культ Тэнгри-хана идут рука об руку.

----------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] У долган вообще нет духов мужского пола. Они почитают семь духов-прародительниц, матерей и хозяек стихий природы, солнца, луны и земли

Tags: государство, тюрки
Subscribe

  • Роль женщин в мире древних майя.

    Первоначально в Мезоамерике возник ряд похожих друг на друга матриархальных культов, со временем ставших фундаментом для формирования пантеона богов,…

  • Священная пума.

    У индейцев пума была священным животным. "По данным археологических исследований, бобы Анаденантера использовались в качестве…

  • Линии наска, или Близкие контакты третьей степени.

    Марлин Добкин де Риос в своей монографии "Растительные галлюциногены" высказывает предположение, согласно которому знаменитые " линии…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment