Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Полярная звезда как "дыра" или "щель" в небе.

Исключительную ценнность для понимания комплекса представлений, связанных с Большой и Малой Медведицей, а также с Полярной звездой, представляют материалы, собранные этнографами у кетов. Созвездия считались ими живыми существами, людьми или животными, которые некогда проживали на Земле, а затем переселились на самый дальний, седьмой круг неба. Там они, видимые обычными людьми, вели тот же, что и на Земле, образ жизни — охотились, рыбачили, ходили друг к другу в гости, болели и умирали. Они не порывали связи с Землёй, ибо были связаны с её центром — «пупом», воплощённым в образе женского существа. Другой «пуп»,возможно в том же облике, размещался на небе, в центре купола, и за таковой кеты принимали Полярную звезду. Она именовалась ими весьма примечательно — «Мать звёзд», «Пупок звёзд» или «Середина Неба пупок». Где-то в том же месте, по их представлениям, находилась щель, откуда иногда на Землю вываливались небожители, и шаманам приходилось немало хлопотать, возвращая их на «седьмой круг».

Селькупы выделяют на небе несколько крупных звёзд, а из созвездий особенно хорошо известна им Большая Медведица. Она виделась им, как и кетам, в образе небесного лося. Полярную звезду селькупы называли «Неба срединная звезда», из чего следует совершенно чёткая оценка её роли. На седьмом небе жила струха-мать, жилище которой, очевидно, размещалось где-то около Полярной звезды. С этим же местом следует, вероятно, связывать понятие о «Неба щели», «Расщелине». Из этого отверстия божества направляли людям животных и птиц.

У эвенков район астрономического севера именовался сангар — «дыра», «отверстие», через которое можно было попасть в самый верхний из миров — угубуга. Это место зачастую прямо отождествлялось с Полярной звездой.

В связи с темой публикации чрезвычайно важно отметить отношение кетов к северу. Как и северо-запад, он воспринимался весьма отрицательно, а определялось это тем, что северная сторона неба считалась «пустой», населённой враждебными человеку существами. Достаточно сказать, что именно на севере господствовала злая богиня Хоседам, действия которой обусловливали в конечном счёте смерть людей. Недаром с северной стороной кеты связывали мир мёртвых, куда попадала главная из семи душ человека — его основополагающая жизненная субстанция ульвэй, которая могла явиться людям в образе медведя. Человек умирал потому, что у Хоседам оказывалась как раз та из душ, которая обладала способностью отделиться от тела (ульвэй в рамках мифологии означает, в сущности, «двойник тела»). Она могла сожрать ульвэй, и человек оказывался обречённым на исчезновение, но могла и благосклонно возвратить из живота своего в перевоплощённом виде эту главную из душ на Землю, и тогда с появлением новорождённого происходило важнейшее событие — реинкарнация ульвэй умерших: седьмая душа накануне родов проникала через половые органы внутрь матки и вселялась в готового появиться на свет ребёнка. По другой версии реинкарнации, некое небесное божество высшего ранга отпускало ульвэй на Землю по желанию потомков и тогда на свет появлялся человек в точности того же пола и родовой принадлежности, что и некогда умерший, в коем этот дух находился. Иная судьба была у другого начала человека — «материального» воплощения его, тела. Оно погребалось в землю и как бы удалялось в преисподнюю.

Источник.
Tags: звезда
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments