Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Краткий обзор исследований матриархального наследия у народов Зап. Сибири.

tumblr_inline_o2rghrXuvY1sd69ar_1280

"Ряд советских этнографов, археологов, антропологов, историков и др. выявили пережитки материнского рода у таких охотничьих народов, как эвенки, кеты, ненцы и нганасаны: Б.О. Долгих (1960), Л.В. Хомич (1966), Е.А. Алексеенко (1967), Г.Н. Грачева (1983), М.Б. Хлобыстина (1987) и др. Особое место в народных верованиях этих народов занимают женские образы. В мифологии именно женские персонажи являются покровителями судьбы, брака, плодородия, домашнего очага, поэтому центром поклонения в религии ненцев были такие женские образы, как: Я-Миня – богиня-покровительница и рождения земли, Я-Мюня – подземная старуха, Я-Небя – Мать-Земля, Ямал-Нэ – богиня Ямала, Ту-Хада – хозяйка огня, Мяд-Похуца – хозяйка чума, Пэ мал Хада – хозяйка вершины горы и самая почитаемая богиня на Ямале Я-Мал-Нэ – покровительница земли Ямала. В селькупской мифологии у начала начал стоят женские старухи: Има-Ылынта-Кота – Небесная старуха или Жизненная старуха, самая высокочтимое божество селькупов. Эта старуха со своими двумя дочерями живёт на седьмом небе. В кетской мифологии есть два высокого ранга женских персонажа полярной противоположности – Томем и Хоседам, Томем принадлежит к кругу доброжелательных к людям, Хоседам враждебна людям, она олицетворяла север, сторону смерти. Г.Н. Грачёва провела исследование традиционного мировоззрения охотников Таймыра и считает, что «самой главной всё-таки считалась Земля-Мать. Она как будто родит всё живое и без вмешательства Солнца и Луны, но, тем не менее, делит с ними свои функции». Женские божества, известные под разными именами, настолько близки своими атрибутами и характеристиками, что создаётся впечатление, что они в сущности, лишь многообразие персонификации одного образа – Матери Мира" (Цит. по: Л. В. Кашталова. Женский пантеон обских угров. - Тюмень, 2017, с. 15).

"Мифологическую модель мира коренных народов Сибири представила М.Б. Хлобыстина. В ней содержатся архаические представления о женщинах-созидательницах, Матерях Природы. Она рассмотрела множественность Матерей Природы и пришла к выводу, что их сестринские отношения следует считать древним пластом представлений о всепроникающем материнском начале в силах природы. В мифологии эскимосов просматриваются древние лики архаических Матерей-Природы, Сестёр: Гила – владычица Воздуха, Пинга – владычица Земли, Седна – владычица Моря. Женский пантеон – типичная черта эскимосов, где центральный образ занимает Седна – Женщина-Моржиха, кормилица морских зверобоев северных широт" (Там же, с. 16).

"Особая заслуга в изучении религии и традиционного мировоззрения народов Западной Сибири принадлежит К.Ф. Карьялайнену, опубликовавшему три тома в 1921, 1922, 1927 гг., на русском языке они были выпущены в 1994-1996 гг. в переводе Н.В. Лукиной. Для К.Ф. Карьялайнена было особенно ценным то, что вогулы (манси) и остяки (ханты) смогли сохранить в своих обрядах и обычаях наследие ранних ступеней развития, которое у других народов почти исчезло. Древние представления исследователь выделяет в родильных обрядах, когда для рождения детей и помощи при родах обращались к наземным духам, именно дух женского пола даёт душу и жизнь детям" (Там же, с. 16).

"В 1970-1995 гг. собирала материал непосредственно в деревнях Калтысъяны и Мулигорт, где живут хранители священного места Калтащ-Ими, Е.П. Мартынова. Её работы посвящены религиозным представлениям исследуемой нами группы среднеобских хантов. Она описывает образ Калтащ-Ангки, её ипостаси, культовое место и обряды, проводимые в честь неё. Е.П. Мартынова в своих исследованиях сообщает, что по представлениям хантов, Калтащ-Ангки – покровительница женщин («женская богиня», «главный женский бог»), однако почитают её и поклоняются ей как женщины, так и мужчины" (Там же, с 18).

"Духовной культуре и мировоззрению манси посвящена работа Е.И. Ромбандеевой «История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). В её исследовании есть сведения о мансийских женских божествах Нярс-Най-Эква, Нёр-Эква, Суйур-Эква, Сёпыр-Най и др. По Е.И. Ромбандеевой «самые древние обряды – погребальный, проводы души в тёплые края, обряд рождения ребёнка у манси создала женщина. Она является основоположницей языческой веры у своего народа» (Там же, с 19).

"М.А. Лапина раскрывает этические традиции и правила поведения между мужчиной и женщиной народа ханты. Она пишет, что в религии и мифологии хантов имеются представления о женских божествах и духах, занимавших в мировоззрении народа высокое положение. Именно образы женских богинь служат неким идеалом для поведения хантыйской женщины, а её традиционное воспитание связано со сферой жизнедеятельности, включающие взаимоотношения внутри семьи и общества, что приводит к сохранению нравственных норм, обеспечению безопасности членов семьи и всего хантыйского общества" (Там же, с. 19).

---------------------------------------------------------------------------------------

Да, вот в этом - "образы женских богинь служат идеалом для поведения хантыйской женщины" - и заключается коренное отличие матриархата от феминизма. Идеал феминистки - это она сама: "что хочу - то ворочу!" и "никто мне - не указ!".
Tags: финно-угры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments