Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Краткий обзор исследований матриархального наследия у народов Зап. Сибири.

tumblr_inline_o2rghrXuvY1sd69ar_1280

"Ряд советских этнографов, археологов, антропологов, историков и др. выявили пережитки материнского рода у таких охотничьих народов, как эвенки, кеты, ненцы и нганасаны: Б.О. Долгих (1960), Л.В. Хомич (1966), Е.А. Алексеенко (1967), Г.Н. Грачева (1983), М.Б. Хлобыстина (1987) и др. Особое место в народных верованиях этих народов занимают женские образы. В мифологии именно женские персонажи являются покровителями судьбы, брака, плодородия, домашнего очага, поэтому центром поклонения в религии ненцев были такие женские образы, как: Я-Миня – богиня-покровительница и рождения земли, Я-Мюня – подземная старуха, Я-Небя – Мать-Земля, Ямал-Нэ – богиня Ямала, Ту-Хада – хозяйка огня, Мяд-Похуца – хозяйка чума, Пэ мал Хада – хозяйка вершины горы и самая почитаемая богиня на Ямале Я-Мал-Нэ – покровительница земли Ямала. В селькупской мифологии у начала начал стоят женские старухи: Има-Ылынта-Кота – Небесная старуха или Жизненная старуха, самая высокочтимое божество селькупов. Эта старуха со своими двумя дочерями живёт на седьмом небе. В кетской мифологии есть два высокого ранга женских персонажа полярной противоположности – Томем и Хоседам, Томем принадлежит к кругу доброжелательных к людям, Хоседам враждебна людям, она олицетворяла север, сторону смерти. Г.Н. Грачёва провела исследование традиционного мировоззрения охотников Таймыра и считает, что «самой главной всё-таки считалась Земля-Мать. Она как будто родит всё живое и без вмешательства Солнца и Луны, но, тем не менее, делит с ними свои функции». Женские божества, известные под разными именами, настолько близки своими атрибутами и характеристиками, что создаётся впечатление, что они в сущности, лишь многообразие персонификации одного образа – Матери Мира" (Цит. по: Л. В. Кашталова. Женский пантеон обских угров. - Тюмень, 2017, с. 15).

"Мифологическую модель мира коренных народов Сибири представила М.Б. Хлобыстина. В ней содержатся архаические представления о женщинах-созидательницах, Матерях Природы. Она рассмотрела множественность Матерей Природы и пришла к выводу, что их сестринские отношения следует считать древним пластом представлений о всепроникающем материнском начале в силах природы. В мифологии эскимосов просматриваются древние лики архаических Матерей-Природы, Сестёр: Гила – владычица Воздуха, Пинга – владычица Земли, Седна – владычица Моря. Женский пантеон – типичная черта эскимосов, где центральный образ занимает Седна – Женщина-Моржиха, кормилица морских зверобоев северных широт" (Там же, с. 16).

"Особая заслуга в изучении религии и традиционного мировоззрения народов Западной Сибири принадлежит К.Ф. Карьялайнену, опубликовавшему три тома в 1921, 1922, 1927 гг., на русском языке они были выпущены в 1994-1996 гг. в переводе Н.В. Лукиной. Для К.Ф. Карьялайнена было особенно ценным то, что вогулы (манси) и остяки (ханты) смогли сохранить в своих обрядах и обычаях наследие ранних ступеней развития, которое у других народов почти исчезло. Древние представления исследователь выделяет в родильных обрядах, когда для рождения детей и помощи при родах обращались к наземным духам, именно дух женского пола даёт душу и жизнь детям" (Там же, с. 16).

"В 1970-1995 гг. собирала материал непосредственно в деревнях Калтысъяны и Мулигорт, где живут хранители священного места Калтащ-Ими, Е.П. Мартынова. Её работы посвящены религиозным представлениям исследуемой нами группы среднеобских хантов. Она описывает образ Калтащ-Ангки, её ипостаси, культовое место и обряды, проводимые в честь неё. Е.П. Мартынова в своих исследованиях сообщает, что по представлениям хантов, Калтащ-Ангки – покровительница женщин («женская богиня», «главный женский бог»), однако почитают её и поклоняются ей как женщины, так и мужчины" (Там же, с 18).

"Духовной культуре и мировоззрению манси посвящена работа Е.И. Ромбандеевой «История народа манси (вогулов) и его духовная культура (по данным фольклора и обрядов). В её исследовании есть сведения о мансийских женских божествах Нярс-Най-Эква, Нёр-Эква, Суйур-Эква, Сёпыр-Най и др. По Е.И. Ромбандеевой «самые древние обряды – погребальный, проводы души в тёплые края, обряд рождения ребёнка у манси создала женщина. Она является основоположницей языческой веры у своего народа» (Там же, с 19).

"М.А. Лапина раскрывает этические традиции и правила поведения между мужчиной и женщиной народа ханты. Она пишет, что в религии и мифологии хантов имеются представления о женских божествах и духах, занимавших в мировоззрении народа высокое положение. Именно образы женских богинь служат неким идеалом для поведения хантыйской женщины, а её традиционное воспитание связано со сферой жизнедеятельности, включающие взаимоотношения внутри семьи и общества, что приводит к сохранению нравственных норм, обеспечению безопасности членов семьи и всего хантыйского общества" (Там же, с. 19).

---------------------------------------------------------------------------------------

Да, вот в этом - "образы женских богинь служат идеалом для поведения хантыйской женщины" - и заключается коренное отличие матриархата от феминизма. Идеал феминистки - это она сама: "что хочу - то ворочу!" и "никто мне - не указ!".
Tags: финно-угры
Subscribe

  • Три грации.

    Этот снимок сделал немецкий фотограф Асмус Реммер, служивший во время Второй мировой в вермахте. Калужская область, зима 1942-1943 гг.

  • Государство и письменность.

    Письмо (в современном понимании этого слова) изобрели, как только у людей появилась централизованная организация, которая требовала ведения…

  • Матушка Расея.

    Крестьянки с граблями. А мужик - без граблей. Девушки Нижегородской губернии. Конец 1870-х. Жители Нижегородской губернии. Конец 1870-х.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments