Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Приворотно-гендерное

Оригинал взят у anairos в Приворотно-гендерное.

Если спросить, практически любой скажет, что жизнь женщины в традиционном обществе была не сахар. И прежде всего – из-за отсутствия выбора [1].

Женщина не могла решать, кем ей быть – от неё ожидали, что она станет женой и матерью. Но даже и отца своим детям она не могла выбрать сама – её выдавали замуж родители, по сговору с женихом или его родителями.

Понятие брака по любви появилось очень поздно, не раньше 12 века, и ещё достаточно долго речь шла только о любви мужчины к женщине. Женщина выйти замуж за любимого всё равно была не в состоянии [2].

Нарратив простой, понятный и очень нравящийся многим. Феминисткам – потому что укладывается в их схему угнетающего патриархата. Некоторым радикальным антифеминистам – потому что они хотели бы «возродить» такой уклад в действительности.

Но жизнь всегда неизмеримо сложнее любого упрощённого нарратива. И если какой-то из них логичен, убедителен и подкреплён фактами, то и противоположный ему, как правило, тоже.

Люди обращаются к магии, когда не могут решить проблему своими силами.

Антропологи старой школы, времён Фрэзера и Тайлора, вообще учили, что вся магия и вся религия родилась из чувства страха и беспомощности перед миром. Это тоже упрощение, но в нём есть зерно правды. Если дело простое, и всё в нём зависит от твоей силы и твоих решений, тебе не нужна потусторонняя помощь – ты просто идёшь и делаешь.

Среди всех заклинаний, известных учёным, несомненная тройка лидеров – заговоры от болезней, проклятия на смерть врагу и привороты.

Всё это – призывы к Той Стороне повлиять на силу, с которой заклинатель не надеялся справиться сам. Даже с проклятиями это так – ты не станешь проклинать того, кого можешь убить.

Так вот, если лечебные и вредоносные заговоры «гендерно-нейтральны», то привороты – нет. Это в значительной степени мужская магия. Женщины пользовались ими заметно реже.

Почему так? Ответит мудрый царь Соломон:

Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвёртую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины.

Люди прошлых эпох понятия не имели, что живут во времена угнетающего патриархата. Власть мужчины над женщиной в браке – там, где она действительно была – казалась им компенсацией власти женщины над мужчиной в любви.

Женщина овладевает мужским сердцем легко и непринуждённо. У неё есть для этого всё – красота, ум, хитрость. Ей нет необходимости прибегать к чарам – её чары всегда с ней, она уже родилась одарённой для этого.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Помада, 2005

А вот для мужчины женское сердце – тайна, окутанная мраком. Даже глядя на тех, кто добился успеха, ты не сможешь повторить их путь. Только потусторонняя помощь может помочь войти в этот лабиринт и невредимым добраться до его центра.

И то сказать, перед глазами тогдашних людей было множество примеров из животного мира. По всей природе самцы состязаются за самок: привлекают их яркой окраской, поют и танцуют для них, строят им уютные гнёзда, дерутся между собой, чтобы показать силу и удаль. Самка же смотрит и выбирает того, кто ей больше по душе.

Это постоянный, излюбленный нарратив практически всех времён и народов до недавнего времени. Женщина околдовывает мужчину самим своим присутствием, лишает его воли и разума. Увидев её, он может думать лишь о том, как ему завоевать её – но своими силами сделать этого не может. Она ставит условия, и она выбирает. Покачнуть весы в свою сторону, обрести хоть какую-то власть в любви, мужчине поможет только чудо. Ну, или магия.

По свидетельству некого этнографа, в русской деревне привороты пользовались популярностью и среди девушек тоже. Но девушки применяли их не для того, чтобы заполучить желанного парня, а чтобы наказать неверного возлюбленного.

Брошенная девушка, чтобы не терпеть унижение, взывала к потусторонним силам. Пусть эти силы свяжут парня по рукам и ногам, чтобы он не мог жить без неё. А вот когда он приползёт к ней на коленях – тогда она сможет сама отвергнуть его, и они поменяются ролями. Отныне он брошен, а она – свободна.

Естественно, и это тоже упрощение, лишь одна грань правды.

Но знать две стороны вопроса всегда лучше, чем только одну.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Ну, это смотря какое "традиционное общество". Если взять патриархальное греко-римское, то да, а если "копнуть" поглубже в историю, там уже не всё так однозначно. Даже у спартанцев и этрусков девушки чувствовали себя свободно, я уж не говорю про минойскую культуру древнего Крита, где "мужикизм" можно отыскать разве что под микроскопом.

[2] Здесь тоже не так всё однозначно. Лукреций (48 до и. э. — 42 н. э.), изображая ранние этапы развития брака, писал:

"И сочетала в лесах тела влюблённых Венера.
Женщин склоняла к любви либо страсть обоюдная, либо
Грубая сила мужчин и ничем неуёмная похоть...".

Да и взять хотя бы славянские игрища на Ивана Купалу. Два основных условия любой игры - свобода и ненасилие. Если б мужчины насильничали в ночь на Ивана Купалу, на следующий год ни одна девка не вышла бы из дома.
Tags: магия
Subscribe

  • Дети Матери Земли.

    Воинственные масаи ходят в неизменно оранжевых домотканых одеждах и неразлучны с копьём - ассегаем. Гордые сыновья саванны никогда не позволят…

  • Икона "Доброчадие".

    Оригинал взят у vzangirov в Икона " Доброчадие". «Доброчадие». 1809 год. Тверь. На иконе представлены сидящие…

  • Полу́дница.

    Полу́дница — мифологический персонаж, персонификация полдня как опасного для человека пограничного времени суток в русской и западнославянской…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments