Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Category:

Приворотно-гендерное

Оригинал взят у anairos в Приворотно-гендерное.

Если спросить, практически любой скажет, что жизнь женщины в традиционном обществе была не сахар. И прежде всего – из-за отсутствия выбора [1].

Женщина не могла решать, кем ей быть – от неё ожидали, что она станет женой и матерью. Но даже и отца своим детям она не могла выбрать сама – её выдавали замуж родители, по сговору с женихом или его родителями.

Понятие брака по любви появилось очень поздно, не раньше 12 века, и ещё достаточно долго речь шла только о любви мужчины к женщине. Женщина выйти замуж за любимого всё равно была не в состоянии [2].

Нарратив простой, понятный и очень нравящийся многим. Феминисткам – потому что укладывается в их схему угнетающего патриархата. Некоторым радикальным антифеминистам – потому что они хотели бы «возродить» такой уклад в действительности.

Но жизнь всегда неизмеримо сложнее любого упрощённого нарратива. И если какой-то из них логичен, убедителен и подкреплён фактами, то и противоположный ему, как правило, тоже.

Люди обращаются к магии, когда не могут решить проблему своими силами.

Антропологи старой школы, времён Фрэзера и Тайлора, вообще учили, что вся магия и вся религия родилась из чувства страха и беспомощности перед миром. Это тоже упрощение, но в нём есть зерно правды. Если дело простое, и всё в нём зависит от твоей силы и твоих решений, тебе не нужна потусторонняя помощь – ты просто идёшь и делаешь.

Среди всех заклинаний, известных учёным, несомненная тройка лидеров – заговоры от болезней, проклятия на смерть врагу и привороты.

Всё это – призывы к Той Стороне повлиять на силу, с которой заклинатель не надеялся справиться сам. Даже с проклятиями это так – ты не станешь проклинать того, кого можешь убить.

Так вот, если лечебные и вредоносные заговоры «гендерно-нейтральны», то привороты – нет. Это в значительной степени мужская магия. Женщины пользовались ими заметно реже.

Почему так? Ответит мудрый царь Соломон:

Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвёртую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля среди моря и путь мужчины к сердцу женщины.

Люди прошлых эпох понятия не имели, что живут во времена угнетающего патриархата. Власть мужчины над женщиной в браке – там, где она действительно была – казалась им компенсацией власти женщины над мужчиной в любви.

Женщина овладевает мужским сердцем легко и непринуждённо. У неё есть для этого всё – красота, ум, хитрость. Ей нет необходимости прибегать к чарам – её чары всегда с ней, она уже родилась одарённой для этого.

Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Помада, 2005

А вот для мужчины женское сердце – тайна, окутанная мраком. Даже глядя на тех, кто добился успеха, ты не сможешь повторить их путь. Только потусторонняя помощь может помочь войти в этот лабиринт и невредимым добраться до его центра.

И то сказать, перед глазами тогдашних людей было множество примеров из животного мира. По всей природе самцы состязаются за самок: привлекают их яркой окраской, поют и танцуют для них, строят им уютные гнёзда, дерутся между собой, чтобы показать силу и удаль. Самка же смотрит и выбирает того, кто ей больше по душе.

Это постоянный, излюбленный нарратив практически всех времён и народов до недавнего времени. Женщина околдовывает мужчину самим своим присутствием, лишает его воли и разума. Увидев её, он может думать лишь о том, как ему завоевать её – но своими силами сделать этого не может. Она ставит условия, и она выбирает. Покачнуть весы в свою сторону, обрести хоть какую-то власть в любви, мужчине поможет только чудо. Ну, или магия.

По свидетельству некого этнографа, в русской деревне привороты пользовались популярностью и среди девушек тоже. Но девушки применяли их не для того, чтобы заполучить желанного парня, а чтобы наказать неверного возлюбленного.

Брошенная девушка, чтобы не терпеть унижение, взывала к потусторонним силам. Пусть эти силы свяжут парня по рукам и ногам, чтобы он не мог жить без неё. А вот когда он приползёт к ней на коленях – тогда она сможет сама отвергнуть его, и они поменяются ролями. Отныне он брошен, а она – свободна.

Естественно, и это тоже упрощение, лишь одна грань правды.

Но знать две стороны вопроса всегда лучше, чем только одну.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Ну, это смотря какое "традиционное общество". Если взять патриархальное греко-римское, то да, а если "копнуть" поглубже в историю, там уже не всё так однозначно. Даже у спартанцев и этрусков девушки чувствовали себя свободно, я уж не говорю про минойскую культуру древнего Крита, где "мужикизм" можно отыскать разве что под микроскопом.

[2] Здесь тоже не так всё однозначно. Лукреций (48 до и. э. — 42 н. э.), изображая ранние этапы развития брака, писал:

"И сочетала в лесах тела влюблённых Венера.
Женщин склоняла к любви либо страсть обоюдная, либо
Грубая сила мужчин и ничем неуёмная похоть...".

Да и взять хотя бы славянские игрища на Ивана Купалу. Два основных условия любой игры - свобода и ненасилие. Если б мужчины насильничали в ночь на Ивана Купалу, на следующий год ни одна девка не вышла бы из дома.
Tags: магия
Subscribe

  • "Корни" матриархата.

    Пишут, что биологи подтвердили связь менструальных циклов и фаз Луны. "Учёные нашли новые свидетельства того, что в далёком прошлом…

  • О матриархате на семейном уровне.

    " Если (вместе с шейхом Анта Диопом [ 1]) рассматривать патриархальный экзогамный клан кочевников как архетип индоевропейской и греко-римской…

  • Взлёт и падение Анасази.

    Про древних обитателей каньона Чако говорилось в О матрилокальных браках у индейцев пуэбло. Сейчас там находится национальный парк Меса Верде…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments