Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Культурно-исторический анализ феминного принципа.

Автор - КОКИН Илья Анатольевич.

"В качестве решающего аргумента сторонники теории первобытного матриархата используют свидетельства о широком распространении в первобытной культуре поклонения богине-Матери. На эти свидетельства следует обратить пристальное внимание, поскольку «теоретические или духовные основания какого-то определённого вероучения, культа определяют и тип положения женщины в самой культуре» [1].

Самые ранние археологические находки, свидетельствующие о культе богини-Матери, относятся уже к эпохе палеолита (40-8 тыс. до н.э.). Прежде всего, это многочисленные палеолитические «венеры» - женские статуэтки. Характерно, что на протяжении десятков тысяч лет мотивы мелкой пластики сводились преимущественно к двум образам: женщины и животного. Скорее всего, изначальный образ богини-Матери имел зооморфные черты [2], поэтому зачастую богиня-Мать представлялась в образе животного или была тесно связана с животным. Самыми древними и наиболее распространёнными символами богини-Матери следует признать птицу и змею.

В пользу существования некогда величественного культа богини-Матери свидетельствует и реконструкция наиболее древних пластов мифологического материала.

Очень часто миф в десакрализированной, «сказочной» форме продолжает жить в фольклоре, сохраняя символику и структуру изначального мифа. Согласно мнению Е.М. Мелетинского, наиболее архаичным фольклорным персонажем следует считать старуху-прародительницу [3].

Теперь постараемся проследить, как все эти религиозные представления отражались на социокультурном статусе женщины первобытного общества. Существует достаточно примеров того, как именно женщинам отводилась роль хранительниц культурных основ общества. История древних народов и современная этнография также знают множество случаев, когда женщина осуществляла религиозные церемонии [4]. В первую очередь это касается наиболее важных для жизни социума продуцирующих обрядов, связанных с обеспечением плодородия промысловых животных [5] и земли [6].

Факты женского жречества должны говорить в пользу гипотезы о бытовавшем некогда главенстве женщин над мужчинами, ведь если женщина наделялась высшей сакральной властью, то, значит, и её социокультурный статус был весьма высок. К этим же выводам должны приводить факты матрилокальности (проживание мужа в семье жены) и матрилинейности (ведение родства по материнской линии), выявленные ещё И. Бахофеном и Л. Морганом у многих древних и современных примитивных народов.

Известный американский антрополог П.Р. Сэндей обратила внимание на то, что греческое слово «arche» означает не только «главенство», но и «начало». По её мнению, матриархат - это такая социальная система, которая полагает своё происхождение от мифической или реальной фигуры родоначальницы, богини, матери или королевы. При этом данная космология существует не только в символическом поле, она реализуется на практике, и изначальные женские качества, присущие прародительнице, влияют на жизнь социума [7]. А.А. Казанков резонно называет данный культурный комплекс не «матриархальным», а «матрицентрическим» [8]. Поскольку этот термин представляется нам более корректным, впредь мы будем использовать именно его. По аналогии с понятием «матрицентризм» мы вводим понятие «патрицентризм».

Процесс трансформации социокультурного статуса женщины был связан с т.н. «неолитической революцией», произошедшей между 9 и 7 тыс. до н.э. [9]; суть данного события заключается в переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Люди перестали «выпрашивать» пропитание у Великой Матери, они научились отбирать его силой.

Тем не менее, культ богини-Матери продолжал существовать и развиваться. При вступлении на царство правитель совершал обряд «священного брака» с богиней - покровительницей города (страны), т.е. буквально данной земли. От имени богини в обряде участвовала её старшая жрица (или жена царя). Но всё-таки открытие земледелия наносило сокрушительный удар по всевластию богини: мы видим, как уменьшался ореол тайны вокруг образа женщины.

Многие из древних космогонических мифов повествуют о борьбе молодого поколения богов с богиней-Матерью, олицетворяющей силы хаоса и мрака. В результате этой борьбы Великая богиня-Мать перестала быть владычицей неба и земли, молодые боги оставили ей власть лишь над одной землёй (водой) и её обитателями - усопшими.

Впрочем, во власти богини остались не только души усопших. Дело в том, что мир, воспринимаемый с монистических позиций, предельно детерминирован, следовательно, им правят не столько боги, сколько слепой случай, рок, судьба. Характерно, что в большинстве культур судьба имеет свой лик, и этот лик - женский [10].

В раннеклассовом обществе возникают тайные мужские союзы и характерные для них обряды инициации. В ходе обряда юноша символически умирал (как правило, его «съедало» некое хтоническое существо (на раннем этапе - существо женского пола [11] или непосредственно мать-Земля).

В этот период происходит переход от матрилокальной семьи к патрилокальной (проживающей на территории мужа)".


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Аникеееа Е.Н. Роль женского принципа в пантеизме и монотеизме // Богословский сборник №2. М, 1999. С. 147.

[2] Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М., 2005. С. 52-53; 58-60. Ср.: Johnson Б. «Lady of the Beasts: Ancient Images of the Goddess and Her Sacred Animals». San Francisco, 1994; Наговицын A.E. Трансформация тендерных ролей в мифологических системах. М., 2005. С. 18-20; Айс.іер Р. Чаша и клинок. М., 1993. С. 33.

[3] Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М, 2004. С. 26.

[4] Мень Александр, прот. Магизм и единобожие. М., 2001. С. 28-29; Ершова Г.Г. Женщина и ранние формы религии // Женщина и свобода: пути выбора в мире традиций и перемен. М., 1994. С. 423-428.

[5] Айслер Р. Чаша и клинок. М., 1993. С.ЗЗ; Лаевская Э. Мир мегалитов и мир керамики. М., 1997. С. 13-14; 17.

[6] Мень Александр, прот. Магизм и единобожие. М., 2001. С. 28; Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999. С. 243-245; 307-308.

[7] Sanday P. R. Matriarchy as a Sociocultural Form. An Old debate in a New Light A Paper presented at the 16th Congress of the Indo-Pacific Prehistory Association, Malaka, Malaysia, 1-7 July, 1998; Ср.: Наговицын А.Е. Трансформация гендерных ролей в мифологических системах. М., 2005. С. 14-15.

[8] Казанков А. Л. Лунный заяц, женщина-паук и проблемы сравнительной мифологии. М., 2007. С. 128 и сл.

[9] Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 тт. М., 2002. Т. 1. С. 3

[10] Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 тт. М, 1987. Т. 2. С. 471—474.

[11] Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. М., 2005. С. 86-89; Васильков Я.В. Древнеиндийский вариант сюжета о «безобразной невесте» и его ритуальные связи // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 100-101; 104-105.
Tags: матриархат
Subscribe

  • Города-"сундуки" Индо-Хараппской цивилизации.

    Сделаем небольшой вечерний экскурс по городам и весям Индо-Хараппской цивилизации. Шикарпур (Shikarpur) — древнее поселение Хараппской…

  • Матриархальные города.

    В статье о славянских городищах Википедия сообщает, что "поселения располагались на высоких берегах рек и были ограждены насыпными валами,…

  • Крито-иберийские параллели.

    Блогер Bell Beaker сообщил о находке " резиденции правительства Эль-Аргара". По-моему, звучит черезчур пренциозно: " Что делает…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment