Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Загадки "неолитической революции".

Из монографии Д. В. Пикалова "Миф и ритуал неолита":

"Ещё в XIX веке в ряде охотничьих культур этнографами фиксиру­ются запреты на занятие земледелием. М. Элиаде пишет: «Смохалла, вождь племени уанапум, отказывался обрабатывать землю. Он пола­гал, что ранить, резать, разрывать, царапать «нашу общую мать», про­изводя на ней сельскохозяйственные работы, есть великий грех. Он добавлял: «Вы требуете от меня, чтобы я обрабатывал землю? Но могу ли я взять нож и вонзить его в чрево своей матери? Ведь если я так по­ступлю, она никогда не примет в себя вновь моё мёртвое тело. Вы тре­буете от меня, чтобы я взрыхлял почву и вытаскивал камни? Но могу ли я уродовать тело матери, добираясь до самых костей? Ведь если я так поступлю, я более не смогу войти в него, чтобы возродиться вновь. Вы требуете от меня, чтобы я косил траву, заготавливал сено, продавал его и обогащался подобно белому человеку? Но осмелюсь ли я повре­дить причёску моей матери?». Эти слова были произнесены менее века тому назад, но они уходят далеко в глубь истории»
.


Слова индейского пророка Смохаллы о том, что «ранить, резать, разрывать, царапать «нашу общую мать», производя на ней сельско­хозяйственные работы, есть великий грех» [1}, как ни парадоксально, на­ходят параллели в воззрениях земледельческих народов. В. Н. Топоров приводит пример русского духовного стиха, в котором говорится о том, что когда впервые стали пахать землю, она кричала от боли, и борозды от плуга наполнялись кровью. Тогда Бог и сказал земле, чтобы она не плакала и не пускала крови, что будет отныне кормить людей, «но ты же и съешь их всех» [2]. Учитывая, что русские духовные стихи содержат достаточно архаичный дохристианский пласт верований, вышеприве­дённый стих вполне соответствует широко распространённым у не­которых народов представлениям, которые приводит М. Элиаде: «Ко­чевые земледельцы байта, одно из первобытных дравидских племен Центральной Индии, сеяли только в золе, остающейся на участках, где выгорали джунгли. Их не останавливали трудности такого земледелия, потому что резать плугом грудь своей матери они почитали грехом. И некоторые алтайские и финно-угорские народы считали ужасным грехом вырывать траву, потому что земле это так же больно, как че­ловеку, у которого вырывают волосы или бороду. Вотяки (удмурты), которые по обычаю использовали для жертвоприношений ямы, следи­ли, чтобы подношения не делались осенью, так как в это время земля спит. Черемисы (марийцы) думали, что земля часто болеет, и в такие периоды избегали садиться на неё. Есть немало других подтверждений сохранения отдельных верований, связанных с культом Матери-Земли, как у земледельческих, так и у неземледельческих племён. Культ земли, даже если он и не является, как полагают некоторые учёные, старейшей религией человека, изживает себя с трудом» [3].

Только под воздействием кризисных факторов, а не экономиче­ской эффективности, часть племён охотников и собирателей в XVIII–XIX вв. постепенно переходит к земледелию. В конце XIX века племена бакаири ещё помнили, что их деды «ничего не знали о маисе и мани­оке». И только острый продовольственный кризис заставил бакаири, как и байнингов, перенять у соседей простейшие приёмы земледелия. В настоящее время охота является для них второстепенной, подсоб­ной отраслью хозяйства [4]. В последние годы выяснилось, что многие бушмены, бродячие охотники и собиратели ботсваны умели выращи­вать растения, но занимались этим лишь в дождливые годы, так как в периоды засух не умели сберечь урожай. На острове Муралуг вначале XIX века лишь несколько мужчин в социально престижных целях вы­ращивали завезённый с Новой Гвинеи ямс, который не играл никакой существенной роли в пищевом рационе. Но когда в 1848–1849 годах традиционное хозяйство переживало кризис (резко упал улов черепах, и наблюдался неурожай дикого ямса), местные обитатели повсюду на­чали сажать дикий ямс [5]."

То есть, выходит, что занятия земледелием воспринимаются охотниками и собирателями чуть ли не как каторжный труд. И они переходят на эту "каторгу" лишь в самых исключительных случаях, да и то ненадолго, на время кризиса.

«Один миссионер, который пытался приобщить африканское пле­мя собирателей и охотников васекеле одновременно к благам христи­анства и познакомить их с земледелием, был поднят туземцами на смех, и все его предложения отвергались такого рода аргументами: «Разве обезьяны голодают? Мы знаем и леса, и реки, и ручьи. Бог желает, что­бы мы свободно кочевали, и нет его воли на то, чтобы мы взялись за мотыгу» [6]. Аборигены острова Лусон отказывались учиться искусству выра­щивания растений, потому что «они не желали оставаться на одном и том же месте» [7]. Даже те племена, которых уговорили посадить не­сколько видов овощей, по большей части покинули район посадки ещё до наступления времени жатвы.

Всё это делает т. наз. "неолитическую революцию" загадочной и непонятной. В самом деле, почему некоторые племена переходили к земледелию, в то время как другие, соседние, оставались охотниками-собирателями и ни за что не желали копаться в земле? Тем более, что древнейшие виды зерновых культур не давали богатый урожай, а труд на земле, с использованием одной лишь примитивной тяпки, и впрямь был каторжный.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1 Элиаде М. Священное и мирское. С. 318.
2 Топоров В. Н. К реконструкции образа Земли-Матери // Балто-славянские исследования 1998–1999. – М., 2000. С. 277.
3 Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. С. 235.
4 Кабо В. Р. Первобытная доземледельческая община. – Режим доступа: http://aboriginals.narod.ru/primitive_preagricultural_community.htm.
5 Шнирельман В. А. Что такое неолитическая революция? С. 40.
6 Липс. Ю. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. – М., 1995. С. 11–12.
7 Там же. С. 12.

Tags: неолитическая революция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments