Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Основополагающая идея земледелия.

«Приготовление обрядовых хлебов и поднесение их божествам – постоянный элемент обрядов всех религий «исторического периода», – указывает Е. В. Антонова. – Известна финикийская терракота эллинистического времени, изображающая группу из нескольких фигур, среди которых беременная богиня. Посередине находится предмет, напоминающий сводчатую печь. Возможно, вся сцена передаёт ритуал печения хлеба в присутствии богини» [1].

Мария Гимбутас говорит, что в Восточной и Балканской Европе VI–IV тысячелетий до н. э. получают большое распространение модельки хлебных печей с нарисованными над зевом-ртом глазами. Антропоморфные черты получают энеолитические очаги и в Анатолии. Из этих же районов происходят и модели целых домов, в которых женщины растирают зерно и выпекают в печах хлеб. Труба в таком доме-модели нередко оформляется в виде головы, а крыша имитирует груди кормящей женщины. В посёлке трипольской культуры (Украина, Молдавия IV тысячелетия до н. э.) Сабатиновка II археологи обнаружили и прототип таких моделей – дом площадью в 70 м² с печью, зернотёрками, сосудами для хранения зерна и крестообразным алтарём против входа. Около печи и зернотёрок лежали женские статуэтки, кроме того, 16 статуэток находились на торцовой скамье. Две из них восседали на стульчиках с увенчанными рогами спинками. Исследователь этого памятника Т. Г. Мовша предположила, что здесь, в храме трипольской культуры, осуществлялся магический обряд растирания зерна и выпечки хлеба. Определение обряда как магического ничем не подтверждается в исследовании, но само предположение о культовом характере выпечки хлебов и приготовления муки в Сабатиновке II, видимо, справедливо, - полагает Д. В. Пикалов.

«Именно в этом духовно-мировоззренческом контексте и следует рассматривать возникновение ранних земледельческих хозяйств как хозяйств храмово-религиозных. Культивирование злаков, начиная с эпохи раннего неолита, это глубоко КУЛЬТОВЫЙ процесс, и именно этот аспект следует рассматривать в качестве глубинной причины возникновения культуры земледелия там, где она возникает. Возделывая землю и выращивая злаки, неолитический человек манифестирует своё новое мировоззрение, и уже с ориентацией на это новое мировоззрение происходит переориентация структуры его питания: если в предшествующий палеолитический период употребление злаков носило случайный и необязательный характер, то по мере развития феномена религиозного земледелия происходит всё более и более интенсивная переориентация питания на потребление зерна» [2].

В общем, в занятиях земледелием есть нечто от магии и алхимии. «Похороны в утробе сходны с посаженным в землю зерном, и в обоих случаях вполне естественным было ожидание появления новой жизни из старой» [3], – указывала М. Гимбутас. Вполне возможно, что имеется прямая связь между переходом к земледелию и трупозахоронениям в земле. Только установить, что было раньше - трупозахоронение или посадка зерна в земле, - представляется столь же сложным, как и ответить на вопрос, что было раньше - курица или яйцо. Во всяком случае, основополагающей мистической идеей земледелия является идея трансмутации человека по образу и подобию зерна. «Сеется тело смертное», – говорит святой апостол Павел, и прорастает, всходит и вырастает в тело бессмертное (1Кор.15:44).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] Антонова Е. В. Обряды и верования первобытных землевладельцев Востока. – М., 1990. С. 225.
[2] Лобок А. М. Антропология мифа. С. 559.
[3] Gimbutas М. The Earth Fertility Goddess of Old Europe // Dialogues d’histoire ancienne. – P., 1987. P. 21.
Tags: Триполье, земледелие
Subscribe

  • Ливийские амазонки.

    Наиболее экзотически экстравагантный вариант реанимации традиционных женских ассоциаций, уходящих корнями в глубь матриархата, предложил в начале…

  • "Трутни" против "пчёл".

    andeadd написал хороший комментарий к картине Александра Дейнеки "Бой амазонок" (1947 год). "Сюжет КРАЙНЕ актуальный…

  • О положении женщины в обществе викингов.

    "В обществе викингов женщины занимали, видимо, достаточно высокое положение: они могли владеть собственностью и управлять ею. В сагах они часто…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments