Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Сокровища древней Маргианы (2).

Продолжение. Начало см. в Сокровища древней Маргианы.

"С северного фаса крепости Гонур располагается сложный комплекс, связанный с общественными трапезами. Это были, конечно, не просто коллективные пиршества. Видимо, здесь имела место достаточно сложная система ритуалов, молитв, жертвоприношений. Главный её смысл, в отличие от ежедневных жреческих обрядов, состоял, очевидно, в том, что в таких обедах участвовали все жители. В определённой степени эти трапезы могут быть сопоставлены с жертвоприношением-садака у современных туркмен. Присутствуя на них, принимая жертвенную пищу (не только мясо убитых животных, но, возможно, и растительную, ведь даже на современных садака одним из главных блюд считается ярма из зёрен пшеницы), бедные и богатые, воины и сельские труженики, жрецы и местные аристократы – все ощущали свою принадлежность к одной общине, к единому социуму. В более позднее время такие площади были последовательно устроены на северо-западе комплекса, на юге и юго-западе. Хотя у многих древних народов существовали обычаи таких коллективных трапез, археологически достоверные свидетельства их для столь давней поры найдены впервые именно здесь, на Гонур-депе.

Жертвенное мясо для общественных трапез жарили в особых двухкамерных печах, а ритуальный напиток типа сомы-хаомы готовился в специальных белых комнатах. Готовый напиток разливался в уникальные, найденные пока только в Маргиане керамические сосуды нескольких типов. На стенках одного из них изображено мировое дерево, по бокам которого стоят два козла".

Это напоминает ханаанские изображения богини Ашеры.

Ашера 1

Ашера 2

Ашера 3

И ещё. Возможно, что сома-хаома существовала в Индо-Хараппской и Маргианской цивилизациях задолго до прихода туда ариев.

mosika_901_00001
Керамические изделия страны Маргуш поражают не только своим блестящим качеством, но также разнообразием форм и количеством.

mosika_901_00001
И небольшие каменные флаконы для хранения средств косметики, и керамические настольные вазы смотрятся
одинаково солидно и фундаментально
.

Есть сосуды, по стенкам которых рельефно изображенные змеи как бы выползают к венчику.

mosika_901_00001
Целые мифологические повествования изображены на фризах культовых сосудов, в которые разливался ритуальный напиток Сома-Хаома.

Набор находок из «царского святилища» включает человеческую коленопреклонённую (в позе молящегося) стеатитовую статуэтку, несколько четырёхгранных «гадательных палочек», изготовленных из слоновой кости с вырезанными на них однотипными знаками с сильно стёртыми концами от длительного верчения пальцами, несколько алебастровых сосудов и керамические ритуальные сосуды со сливами, оформленными в виде голов длиннорогих быков (заметим, кстати, что это – ещё один тип ритуальных сосудов). Все эти изделия имели явно культовое назначение и более всего напоминают такие же, происходящие из долины Инда, где они были встречены при раскопках Хараппы и Мохенджо Даро. Да и общая планировка гонурского святилища находит единственные, причём очень близкие параллели среди синхронных памятников также в Мохенджо Даро.

Важнейшей особенностью Гонура было наличие большого числа бассейнов, устроенных перед каждым из четырёх входов в него, ориентированных по странам света таким образом, что посетитель не мог войти в город, не совершив омовения".

Кстати, при раскопках Мохенджо-Даро тоже обнаружились бассейны для ритуальных омовений.

Большой бассейн Мохенджо Даро

Интересный орнамент древней Маргианы:

mosika_901_00001
Использование в гонурских мозаиках разнообразных сочетаний минералов, оттенков красного, чёрного и белого цветов, чередования форм и композиций свидетельствует о высочайшем мастерстве жителей древней дельты р. Мургаб.

mosika_901_00001
Прекрасный мозаичный портрет гонурской красавицы, нанесённый на глиняную основу, был некогда включён в прямоугольную рамку, от которой сохранились лишь костяные уголки.

mosika_901_00001
При всём разнообразии материалов для изготовления фигурок и даже варьирования формы (от сидящих до стоящих) довольно постоянным является рисунок одежды, в которую такая фигурка бывает «одета» – просторное чёрного цвета платье с широким вырезом.

Интересно, что руки сложены так же, как у "молящихся" шумерских статуэток.

шумерские статуэтки

mosika_901_00001
Некоторые терракотовые фигурки показывают нам сидящих божеств  (а может - не божеств - ltraditionalist) в широких чёрных платьях.

Общим для всех погребений было то, что тело умершего, одетое в одежды (об этом говорит присутствие пуговиц), как правило, было положено на правый бок в скорченной позе (поза спящего). Преимущественно около головы складывались погребальные приношения. Самыми распространёнными и присутствующими даже у детей, умерших в раннем возрасте, были керамические изделия. Число сосудов в некоторых богатых могилах достигает двух-трёх десятков. Кроме глиняной посуды, для использования в потустороннем мире покойным клались и их бронзовые, золотые или серебряные аналоги – тарелки, кубки, миски, стаканы… В могилах и женщин, и мужчин нередко присутствуют и ювелирные украшения (браслеты, серьги, кольца, самые разнообразные каменные и металлические бусы, булавки для закалывания волос), бронзовые зеркала, бронзовые (иногда костяные) ножи, ритуальные топоры. У многих женщин, особенно причастных к ведению хозяйства, около плеча (возможно, они были подвешены на нить, одетую на шею) или у пояса имелись бронзовые, каменные, а иногда и серебряные печати-амулеты.

mosika_901_00001
Серебряное навершие булавки, некогда бывшее печатью – один из лучших образцов искусства БМАК. Тщательное выполненное платье каунакес, красивая причёска, характерный профиль – всё говорит о высочайшем мастерстве ювелиров Гонура.

Рядовые горожане хоронились в так называемых шахтных могилах, представляющих собой вертикальные шахты, заканчивающиеся внизу боковым подбоем или, иначе говоря, катакомбой, куда и помещался покойник. После совершения всех необходимых ритуалов, вход в подбой наглухо закладывался сырцовыми кирпичами, а шахта засыпалась землёй, которая в виде могильного холмика возвышалась на дневной поверхности. Такого типа погребения, как это хорошо известно, до наших дней используются всеми народами Средней Азии. Изменяются намогильные сооружения, строились и строятся сейчас разнообразные мавзолеи. После распространения ислама тело умершего стали завёртывать в ткань, укладывать в яму в выпрямленном состоянии, перестали помещать в могилу погребальные приношения, изменили и ориентацию головы захороненного, но тип могильной ямы с подбоем остаётся до наших дней неизменным. Нередко он связывается именно с мусульманскими традициями, но на самом деле, как теперь доказано, уходит своими корнями вглубь тысячелетий".



Tags: Маргиана, артефакты, сосуды
Subscribe

Posts from This Сommunity “артефакты” Tag

  • Роженица

    Каменная плита из Гёбекли-Тепе (10–8 тыс. до н.э.) с резьбой, изображающей женщину в позе для родов. Керамический черепок с женской…

  • Повелительница драконов.

    Подвеска «Повелительница драконов», вторая четверть I века нашей эры, обнаружена в Тилля-Тепе. Изготовлена из золота, бирюзы,…

  • Параллели.

    Каменная статуэтка богини из Джанхасана (5500-4000 до н.э.). Это поселение находилось недалеко от Чатал-Хююка, рядом с современным городом…

  • Параллели.

    Якутская девушка. 1902 год. " Девушка из Эгтведа". Современная реконструкция. А это диск, который она носила. Диск из…

  • Казымский клад.

    «В нижнем течении Оби в районе устья реки Казым обнаружен клад с уникальными предметами, аналоги которым неизвестны, а их прототипы археологи…

  • Матриархальный "интернационал".

    Источник картинки. Эта статуэтка была найдена в Узбекистане около города Термеза на берегу Амударьи при раскопках Кара-тепе (Чёрного холма).…

  • Интересное сходство.

    Кабаны и птицы на щитах участников "троянских игр". Кабан и птицы на одной из стел Гёбекли-Тепе. Может, чисто случайное совпадение,…

  • Портрет незнакомки.

    Около 2100 г. до н. э. в Сузиане появилась массовая штамповка глиняных красавиц, которых до этого лепили от руки. Поздние экземпляры напоминают…

  • Основная мифологема Старой Европы.

    "Драматическая трансформация «безобразной гусеницы» (по М. Гимбутас) в летающую лёгкую бабочку должна была быть отмечена нашими…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments