Хрестьянин (ltraditionalist) wrote in holy_matriarchy,
Хрестьянин
ltraditionalist
holy_matriarchy

Categories:

Сокровища древней Маргианы (2).

Продолжение. Начало см. в Сокровища древней Маргианы.

"С северного фаса крепости Гонур располагается сложный комплекс, связанный с общественными трапезами. Это были, конечно, не просто коллективные пиршества. Видимо, здесь имела место достаточно сложная система ритуалов, молитв, жертвоприношений. Главный её смысл, в отличие от ежедневных жреческих обрядов, состоял, очевидно, в том, что в таких обедах участвовали все жители. В определённой степени эти трапезы могут быть сопоставлены с жертвоприношением-садака у современных туркмен. Присутствуя на них, принимая жертвенную пищу (не только мясо убитых животных, но, возможно, и растительную, ведь даже на современных садака одним из главных блюд считается ярма из зёрен пшеницы), бедные и богатые, воины и сельские труженики, жрецы и местные аристократы – все ощущали свою принадлежность к одной общине, к единому социуму. В более позднее время такие площади были последовательно устроены на северо-западе комплекса, на юге и юго-западе. Хотя у многих древних народов существовали обычаи таких коллективных трапез, археологически достоверные свидетельства их для столь давней поры найдены впервые именно здесь, на Гонур-депе.

Жертвенное мясо для общественных трапез жарили в особых двухкамерных печах, а ритуальный напиток типа сомы-хаомы готовился в специальных белых комнатах. Готовый напиток разливался в уникальные, найденные пока только в Маргиане керамические сосуды нескольких типов. На стенках одного из них изображено мировое дерево, по бокам которого стоят два козла".

Это напоминает ханаанские изображения богини Ашеры.

Ашера 1

Ашера 2

Ашера 3

И ещё. Возможно, что сома-хаома существовала в Индо-Хараппской и Маргианской цивилизациях задолго до прихода туда ариев.

mosika_901_00001
Керамические изделия страны Маргуш поражают не только своим блестящим качеством, но также разнообразием форм и количеством.

mosika_901_00001
И небольшие каменные флаконы для хранения средств косметики, и керамические настольные вазы смотрятся
одинаково солидно и фундаментально
.

Есть сосуды, по стенкам которых рельефно изображенные змеи как бы выползают к венчику.

mosika_901_00001
Целые мифологические повествования изображены на фризах культовых сосудов, в которые разливался ритуальный напиток Сома-Хаома.

Набор находок из «царского святилища» включает человеческую коленопреклонённую (в позе молящегося) стеатитовую статуэтку, несколько четырёхгранных «гадательных палочек», изготовленных из слоновой кости с вырезанными на них однотипными знаками с сильно стёртыми концами от длительного верчения пальцами, несколько алебастровых сосудов и керамические ритуальные сосуды со сливами, оформленными в виде голов длиннорогих быков (заметим, кстати, что это – ещё один тип ритуальных сосудов). Все эти изделия имели явно культовое назначение и более всего напоминают такие же, происходящие из долины Инда, где они были встречены при раскопках Хараппы и Мохенджо Даро. Да и общая планировка гонурского святилища находит единственные, причём очень близкие параллели среди синхронных памятников также в Мохенджо Даро.

Важнейшей особенностью Гонура было наличие большого числа бассейнов, устроенных перед каждым из четырёх входов в него, ориентированных по странам света таким образом, что посетитель не мог войти в город, не совершив омовения".

Кстати, при раскопках Мохенджо-Даро тоже обнаружились бассейны для ритуальных омовений.

Большой бассейн Мохенджо Даро

Интересный орнамент древней Маргианы:

mosika_901_00001
Использование в гонурских мозаиках разнообразных сочетаний минералов, оттенков красного, чёрного и белого цветов, чередования форм и композиций свидетельствует о высочайшем мастерстве жителей древней дельты р. Мургаб.

mosika_901_00001
Прекрасный мозаичный портрет гонурской красавицы, нанесённый на глиняную основу, был некогда включён в прямоугольную рамку, от которой сохранились лишь костяные уголки.

mosika_901_00001
При всём разнообразии материалов для изготовления фигурок и даже варьирования формы (от сидящих до стоящих) довольно постоянным является рисунок одежды, в которую такая фигурка бывает «одета» – просторное чёрного цвета платье с широким вырезом.

Интересно, что руки сложены так же, как у "молящихся" шумерских статуэток.

шумерские статуэтки

mosika_901_00001
Некоторые терракотовые фигурки показывают нам сидящих божеств  (а может - не божеств - ltraditionalist) в широких чёрных платьях.

Общим для всех погребений было то, что тело умершего, одетое в одежды (об этом говорит присутствие пуговиц), как правило, было положено на правый бок в скорченной позе (поза спящего). Преимущественно около головы складывались погребальные приношения. Самыми распространёнными и присутствующими даже у детей, умерших в раннем возрасте, были керамические изделия. Число сосудов в некоторых богатых могилах достигает двух-трёх десятков. Кроме глиняной посуды, для использования в потустороннем мире покойным клались и их бронзовые, золотые или серебряные аналоги – тарелки, кубки, миски, стаканы… В могилах и женщин, и мужчин нередко присутствуют и ювелирные украшения (браслеты, серьги, кольца, самые разнообразные каменные и металлические бусы, булавки для закалывания волос), бронзовые зеркала, бронзовые (иногда костяные) ножи, ритуальные топоры. У многих женщин, особенно причастных к ведению хозяйства, около плеча (возможно, они были подвешены на нить, одетую на шею) или у пояса имелись бронзовые, каменные, а иногда и серебряные печати-амулеты.

mosika_901_00001
Серебряное навершие булавки, некогда бывшее печатью – один из лучших образцов искусства БМАК. Тщательное выполненное платье каунакес, красивая причёска, характерный профиль – всё говорит о высочайшем мастерстве ювелиров Гонура.

Рядовые горожане хоронились в так называемых шахтных могилах, представляющих собой вертикальные шахты, заканчивающиеся внизу боковым подбоем или, иначе говоря, катакомбой, куда и помещался покойник. После совершения всех необходимых ритуалов, вход в подбой наглухо закладывался сырцовыми кирпичами, а шахта засыпалась землёй, которая в виде могильного холмика возвышалась на дневной поверхности. Такого типа погребения, как это хорошо известно, до наших дней используются всеми народами Средней Азии. Изменяются намогильные сооружения, строились и строятся сейчас разнообразные мавзолеи. После распространения ислама тело умершего стали завёртывать в ткань, укладывать в яму в выпрямленном состоянии, перестали помещать в могилу погребальные приношения, изменили и ориентацию головы захороненного, но тип могильной ямы с подбоем остаётся до наших дней неизменным. Нередко он связывается именно с мусульманскими традициями, но на самом деле, как теперь доказано, уходит своими корнями вглубь тысячелетий".



Tags: Маргиана, артефакты, сосуды
Subscribe

Posts from This Сommunity “артефакты” Tag

  • Жук-скарабей в степях Украины.

    Под Полтавой археологи нашли элемент женского ожерелья в виде жука-скарабея из тёмно-синего египетского фаянса. «Артефакт, пролежавший…

  • Настенная декорация из Людвигсхафен-Зеехальде.

    Находки с прибрежного поселения Людвигсхафен-Зеехальде (округ Констанц, Баден-Вюртемберг, Германия) культуры Пфин относятся к периоду 3869-3824…

  • Роженица

    Каменная плита из Гёбекли-Тепе (10–8 тыс. до н.э.) с резьбой, изображающей женщину в позе для родов. Керамический черепок с женской…

  • Повелительница драконов.

    Подвеска «Повелительница драконов», вторая четверть I века нашей эры, обнаружена в Тилля-Тепе. Изготовлена из золота, бирюзы,…

  • Казымский клад.

    «В нижнем течении Оби в районе устья реки Казым обнаружен клад с уникальными предметами, аналоги которым неизвестны, а их прототипы археологи…

  • Матриархальный "интернационал".

    Источник картинки. Эта статуэтка была найдена в Узбекистане около города Термеза на берегу Амударьи при раскопках Кара-тепе (Чёрного холма).…

  • Интересное сходство.

    Кабаны и птицы на щитах участников "троянских игр". Кабан и птицы на одной из стел Гёбекли-Тепе. Может, чисто случайное совпадение,…

  • Портрет незнакомки.

    Около 2100 г. до н. э. в Сузиане появилась массовая штамповка глиняных красавиц, которых до этого лепили от руки. Поздние экземпляры напоминают…

  • Основная мифологема Старой Европы.

    "Драматическая трансформация «безобразной гусеницы» (по М. Гимбутас) в летающую лёгкую бабочку должна была быть отмечена нашими…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments